Устройства яхты: рулевое, якорное, швартовое, буксирное

Устройство судна

Рулевое устройство

Рулевое устройство предназначено для управления направлением движения судна. Оно может быть как очень простым, так и сложносоставным, но в общем случае состоит из следующих элементов:

  1. Перо руля (руль)
  2. Орган управления
  3. Рулевой привод

Рулевое устройство яхты

Также могут использоваться специальные подруливающие устройства.

Перо руля

Перо руля или просто руль — специальная плоскость, расположенная в корме или за кормой судна ниже ватерлинии и направляющая потоки воды относительно корпуса так, что судно удерживает или изменяет своё направление.

Рули могут быть стационарными, располагаясь под корпусом, либо навесными.

Орган управления

Управление пером обеспечивается с помощью специального органа управления — румпеля, штурвала или рулевого колеса (для катеров).

Румпель — деревянный или металлический рычаг, соединенный напрямую с пером. Является самым простым способом управления рулем — положение румпеля однозначно определяет положение пера. При этом поворот румпеля направо разворачивает яхту налево, и наоборот.

Штурвал — колесо с рукоятками, расположенное вертикально и позволяющее управлять рулем путем вращения в нужную сторону — в отличие от румпеля, поворот штурвала и фактическое направление поворота яхты совпадают.

Рулевое колесо — аналог штурвала, более похожий на автомобильное рулевое колесо. На парусных яхтах почти не встречается.

Штурвал требует более сложного, а значит и менее надежного привода. Поэтому даже на яхтах с установленным штурвалом, как правило, предусматривается возможность быстрой установки и использования аварийного румпеля.

Рулевой привод

Рулевой привод — механизм, соединяющий перо руля с управляющим органом.

Независимо от органа управления, обязательно включает в себя: баллер руля — трубу, жестко соединенную с одной стороны с пером. Другая часть баллера соединяется с другими механизмами привода, либо с румпелем напрямую. При этом баллер может проходить сквозь корпус судна, либо прикрепляться к корме (в случае навесного руля).

Якорное устройство

Якорное устройство предназначено для удержания судна на одном месте при стоянке на открытой воде, в гавани или на мелководье. Также оно применяется для аварийного торможения, например, при отказе двигателя.

В состав якорного устройства входят:

  1. Якоря
  2. Якорная цепь
  3. Брашпиль или шпиль
  4. Цепной ящик
  5. Стопорное устройство
  6. Клюзы и полуклюзы

Якорное устройство яхты

Якоря — самый важный элемент устройства. Их должно быть несколько, поскольку потеря якоря или невозможность его поднять из-за зацепа — не самое редкое событие. Якорь характеризуется удерживающей сил, а также пригодностью к определенным видам грунта (ил, песок, гравий и т.п.). Удерживающая сила якоря выражается силой, которую он может удерживать на единицу веса. Общее правило — чем более универсален якорь по грунтам, тем хуже он удерживается, а значит необходим больший вес.

Якорная цепь соединяет якорь с судном. Название не зависит от материала — вместо цепи может быть синтетический или органический трос. Судно должно обладать достаточной длиной цепи, приблизительно равной пяти глубинам, в среднем используемым для стоянки.

Брашпиль (ось вращения горизонтальна) или шпиль (ось вертикальна) — механизмы для подъема якоря, вращающиеся на яхте от электродвигателя. Есть не на всех парусных яхтах, т.к. расходуют много электроэнергии.

Цепной ящик — место хранения якорной цепи, когда она выбрана. Обычно располагается спереди таранной переборки в форпике.

Стопорное устройство удерживает якорную цепь на судне. В простейшем случае — битенг или утка. Может быть объединено с брашпилем.

Клюзы и полуклюзы используются для направления и защиты от перетирания якорной цепи при подъеме.

Швартовное устройство

Швартовное устройство предназначено для удержания яхты в неподвижном положении на стоянке у причала или борта другого судна. Состоит из следующих элементов:

  • Швартовы (швартовные концы)
  • Кранцы
  • Кнехты, битенги и утки для удержания швартовых
  • Клюзы

Швартовные концы имеют свои названия:

  1. Кормовой продольный
  2. Кормовой прижимной
  3. Кормовой шприг
  4. Носовой шпринг
  5. Носовой прижимной
  6. Носовой продольный

Буксирное устройство

Буксирное устройство яхты предназначено для надежной фиксации буксира и буксируемой яхты — при буксировке испытываются наибольшие нагрузки на корпус, особенно в штормовых условиях. Поэтому хотя буксирное устройство и достаточно простое функционально, является самостоятельным.

Состав буксирного устройства:

  1. Буксирный канат
  2. Битенг
  3. Мат
  4. Брага

Буксирный канат – самый прочный канат из встречающихся на судах. Должен быть достаточно тяжелым и длинным, чтобы снижать колебания от волнения, особенно в шторм. Не смотря на редкость буксировки, лучше всего держать отдельный канат, храня его в дальнем, но защищенном от влаги месте.

Для крепления каната на буксируемом судне может использоваться носовой битенг, если есть уверенность в его удерживающей силе. Но поскольку это не всегда возможно, то для крепления могут использоваться элементы якорного устройства, а также мачта. В таком случае применяют маты (или сложенную в несколько слоёв парусину) — они защищают мачту от перетирания.

Брага — мягкий канат, к которому крепится буксировочный трос, если он является металлическим.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

11 − одиннадцать =