Судоходство в условиях ограниченной видимости: причины, технологии и советы для моряков

Морская метеорология

Условия ограниченной видимости

Ограниченная видимость на море может создавать серьезные проблемы для судов и моряков, поскольку это усложняет навигацию, увеличивает риск столкновений и аварий. В этой статье мы рассмотрим основные причины ограниченной видимости на море и предложим рекомендации по снижению рисков.

Туман, дымка и снижение видимости

Туман возникает из-за конденсации влаги в воздухе при определенных температурных условиях. Согласно Всемирной метеорологической организации (WMO), туман определяется как видимость менее 1 км. Дымка же характеризуется видимостью от 1 до 2 км. Туман и дымка могут быть особенно опасными вблизи побережья и в морских проливах, где суда часто находятся вблизи друг друга.

Дождь, снег и град

Осадки также могут снижать видимость на море. Сильный дождь, снегопад или град могут существенно затруднить обзор, что увеличивает вероятность столкновений между судами. Например, в январе 2018 года в Японском море из-за сильного снегопада произошло столкновение судов Sanchi и CF Crystal, что привело к крупной экологической катастрофе.

Темное время суток

В темное время суток видимость на море естественным образом снижается, что делает навигацию более сложной. Важно использовать правильное навигационное и сигнальное оборудование, чтобы обеспечить безопасность судов в ночное время.

Солнечные блики и отражения

Солнечные блики и отражения от водной поверхности могут временно слепить моряков и затруднить обзор. В частности, солнечные блики могут скрыть другие суда, буи или навигационные маяки. Важно использовать солнцезащитные очки, шлемы или козырьки для защиты глаз от слепящих бликов.

Сложные погодные условия

Сложные погодные условия, такие как штормы, сильный ветер и волны, могут также снижать видимость на море. В этих условиях необходимо быть особенно осторожным и следовать метеорологическим прогнозам. Например, в октябре 2021 года у побережья Шотландии из-за сильного шторма потерпел крушение грузовое судно MV Kaami, что стало напоминанием о рисках, связанных с плохой погодой.

 

Видимость

  1. Туман — видимость меньше 1 км
  2. Сильный туман — видимость меньше 500 м
  3. Дымка — видимость от 1 км до 10 км

Виды туманов

  1. Адвективный туман — образуются при движении тёплого влажного воздуха над более холодной поверхностью суши или воды, в результате чего происходит охлаждение воздуха. Может появляться как над морем, так и над сушей. Чаще всего бывает при пасмурной погоде в тёплом секторе циклона. Достаточно устойчив, часто не рассеивается днём, интенсивность тумана зависит от разницы температур. Туман испарения.
  2. Радиационный туман — образуется в результате радиационного охлаждения земной поверхности и массы приземного воздуха до точки росы. Обычно возникает ночью при антициклоне, быстро пропадает после восхода солнца.
  3. Мгла — туман «сухой» природы (по большему счету, к туманам не относится), вызванный наличием взвешенных твердых частиц в воздухе, таких как дым от лесных пожаров, песок,  выбросы промышленных предприятий.

Обнаружение и мониторинг

Современные технологии играют важную роль в обеспечении безопасности судов и моряков при ограниченной видимости. В этой статье рассмотрим ключевые инновации в этой области.

  • Радары и радиолокационные системы. Радары, такие как S- и X-диапазонные, обеспечивают обнаружение и трекинг судов в условиях плохой видимости. Они стали стандартным оборудованием на судах с начала 1950-х годов, после исследований Роберта Ватсона-Ватта.
  • Тепловизионные и инфракрасные камеры. Тепловизионные камеры позволяют видеть объекты в темноте, тумане или дымке благодаря излучению тепла. Компания FLIR Systems является одним из лидеров в разработке тепловизионных систем для морского применения.
  • Системы автоматической идентификации судов (AIS). AIS предоставляет информацию о местоположении, курсе, скорости и других параметрах судов в радиусе действия. Введенная в 2002 году Международной морской организацией (IMO), AIS существенно повысила безопасность на море.
  • Метеорологические спутники и прогнозы. Спутники, такие как Meteosat (Европа) и GOES (США), обеспечивают непрерывный мониторинг погодных условий и помогают предсказывать туман, осадки и другие явления, влияющие на видимость.
  • Навигационные системы и карты. Современные навигационные системы, такие как GPS, ГЛОНАСС и Галилео, обеспечивают точное определение местоположения судов. Электронные карты (ECDIS) позволяют морякам быстро адаптироваться к изменениям видимости и погодным условиям.

Стандарты и правила

Ограниченная видимость на море создает дополнительные вызовы для судов и моряков. Соблюдение стандартов и правил, а также применение рекомендаций помогает уменьшить риск аварий. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты предотвращения столкновений в условиях ограниченной видимости.

Международные правила (Колрегс)

Колрегс были впервые приняты в 1972 году Международной морской организацией (IMO) и являются основным документом, регламентирующим маневрирование судов для предотвращения столкновений. Они устанавливают обязательства для судов в различных ситуациях, включая ограниченную видимость, и должны быть изучены и соблюдены всеми моряками.

Рекомендации по безопасному маневрированию

  1. Увеличение безопасного расстояния: При снижении видимости важно сохранять большее расстояние между судами, чтобы предоставить больше времени и пространства для маневрирования.
  2. Снижение скорости: Уменьшение скорости позволяет судам лучше контролировать свое движение и дает больше времени на принятие решений.
  3. Постоянное наблюдение: Моряки должны внимательно следить за радаром и другими навигационными инструментами, чтобы оперативно обнаруживать другие суда и опасности.
  4. Использование эффективных маневров: В условиях плохой видимости рекомендуется применять уверенные и решительные маневры для избегания столкновений.

Использование сигнальных огней и звуковых сигналов

Согласно Колрегс, суда обязаны использовать сигнальные огни и звуковые сигналы для оповещения других судов о своем местоположении и намерениях в условиях ограниченной видимости. Важно знать и понимать различные сигналы и их значения, чтобы избежать неправильной интерпретации информации.

Судоходство в условиях ограниченной видимости: причины, технологии и советы для моряков

Коммуникация между судами

Эффективная коммуникация между судами важна для предотвращения аварий, особенно в условиях ограниченной видимости. Суда могут использовать следующие средства коммуникации:

  1. VHF радиосвязь: Суда должны поддерживать постоянную радиосвязь на канале 16 (международный канал бедствия и вызова), чтобы обмениваться информацией о своем местоположении, курсе и скорости.
  2. Система автоматической идентификации судов (AIS): AIS предоставляет информацию о местоположении, курсе и скорости судов в радиусе действия, что позволяет лучше координировать действия на воде.
  3. Голосовая связь: В случае необходимости, моряки могут использовать голосовую связь для уточнения намерений и действий других судов.

Обучение и подготовка моряков

Подготовка моряков к работе в условиях ограниченной видимости является важным аспектом обеспечения безопасности на море. В данной статье представлены основные рекомендации для обучения моряков.

  • Тренировки и симуляторы для навыков навигации. Современные симуляторы, такие как Transas Navi-Trainer Professional 5000, позволяют морякам отрабатывать навыки навигации и маневрирования в условиях ограниченной видимости без риска для жизни и имущества. Регулярная практика на симуляторах помогает судоводителям лучше адаптироваться к реальным ситуациям на море.
  • Профессиональные курсы и сертификация. Прохождение профессиональных курсов, таких как «Основы безопасности на море» (Basic Safety Training) и «Радарное наблюдение и планирование пути» (Radar Observation and Plotting), позволяет морякам изучать теорию и практику работы в условиях плохой видимости. Сертификация подтверждает их компетенцию и готовность к выполнению задач на борту.
  • Участие в учениях и практических занятиях. Участие в учениях и практических занятиях, проводимых морскими организациями и военно-морскими силами, такими как учения «Балтийский оперативный рейд» (Baltic Operational Raid) или «Навигация в условиях ограниченной видимости» (Restricted Visibility Navigation), позволяет морякам применять полученные навыки в реальных условиях и учиться у опытных коллег.

 

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

4 × пять =