Суда в эпоху географических открытий

Пинас История

Эпоха Великих Географических Открытий ознаменовала огромный прорыв в знаниях человечества о мире, заполнила пустые пятна на карте и открыла возможности для развития новых торгово-экономических отношений. Со всеми подробностями о ней можно узнать из данной лекции

Среди ряда других, в том числе причиной успеха великой эпохи стала заслуга мореплавателей, чьи корабли пересекли опасные и неизведанные воды.

Каравеллы

Первыми кораблями европейцев, покорившими Атлантику, стали каравеллы. Настоящий символ «открытий», судно, с которого началась великая эпоха и который собрал в себе лучшие идеи средневекового судостроения. Каравелла — с португальского означает «парусное судно». Добиться достоверного изображения её корпуса практически невозможно, поскольку до настоящего времени не сохранилось ни одной каравеллы, а живопись той эпохи отдавала большее предпочтение караккам. Тем не менее кое-что о строении каравелл известно:

• длина 15-35 метров;
• ширина 4-9 метров;
• глубина погружения (осадка) 4-9 метров;
• водоизмещение (объём вытесняемой судном воды) до 50-80 тонн, иногда могло доходить до 200 или даже 400 тонн.

По парусному вооружению каравеллы делились на два типа:

  • каравелла-латина – по латинскому типу парусов;
  • каравелла-редонда – от испанского «прямой парус».

Каравелла-латина была наиболее известным образом этого судна, и именно такую конструкцию имели те самые «каравеллы открытий»

Впервые в документах о каравеллах упоминается в первой воловине XIII века. Они упоминаются в португальских и кастильских документах, из следует вывод, что в то время так назывались суда лодочного типа, с которых платили наименьшую входную пошлину. То есть каравеллы были известны приблизительно с XIII века, но до XV века такое название было у португальских рыболовных парусных судов водоизмещением около 20 тонн.

Любопытный факт: на островах Теркс и Кайкос в 70-х годах двадцатого века были найдены остатки испанской каравеллы (XV-XVI вв.); ничтожная часть корпуса, корабельные орудия, глиняная посуда и прочее. Старейший из найденных у берегов Америки европейских кораблей.

 

Каравеллы Эпохи Великих Географических Открытий

«Пинта»

Двумя из трёх кораблей флотилии Христофора Колумба, открывшей Новый Свет, были каравеллы «Пинта» и «Нинья».

«Пинта» – самая большая каравелла в первой экспедиции Колумба. Её длина составляла 22,75 метра, а ширина – 7 метров. В её экипаже числилось 26 человек, и один из матросов «Пинты» был первым, кто увидел Новый Свет.

О том, как сложилась судьба корабля после плавания Колумба, неизвестно. Вполне вероятно, что он был продан и получил новое название или вовсе вовсе потонул в очередном плавании.

 

Суда в эпоху географических открытий

 

«Нинья»

Настоящее название – «Санта Клара».

Первоначально на «Нинье» был латинский парус и оснастка «латинской каравеллы», однако на Канарах на неё поставили прямой парус для лучшего передвижения. Достоверные параметры «Ниньи» не сохранились. Считается, что она имела три мачты, но существуют мнения, что их было четыре.

Параметры «Ниньи»:

• длина – 21,4 метра;
• ширина – 6,28 метров;
• осадка – 1,78 метров;
• водоизмещение около 100 тонн;
• экипаж в начале плавания насчитывал 20 человек.

Колумб перебрался на «Нинью» после того, как затонула «Санта-Мария, сев на рифы. Шторм на востоке от Азор едва не перевернул корабль, но тот уцелел, и в общем счёте судно под прошло под командованием Колумба около 46000 километров.

Каравелла «Нинья»

 

 

Каракки

Распространённые в Европе XV-XVI веков, высокие и быстроходные суда, отличавшиеся исключительной по тем временам мореходностью. Находили применение как торговые и военные корабли.

О конструкции каракк известно больше, чем о каравеллах:

• длина до 50 метров;
• ширина – до 12 метров;
• высота борта достигала 9 метров;
• водоизмещение от 500 до 1000 тонн;
• первые каракки имели 1-2 мачты, более поздние – 3-4;
• каракка XVI века могла уместить на борту от 500-1200 человек.

 

Каракки

Приведённое данные очень приблизительны, так как каракки могли быть сильно отличаться друг от друга по параметрам. Нередко на этих кораблях делали надстройки, на которых иногда размещали лучников и арбалетчиков. Одной из отличительных черт каракк была «луковичная» форма корпуса: закруглённые борта, загибающиеся внутрь. Такая форма затрудняла абордаж, который был основной формой ведения морских сражений. Каракки являлись мощнейшими корабля своего времени – даже одно такое судно представляло серьёзную угрозу.

Впервые каракк появился в XIV веке в Португалии, и вскоре получил распространение по всей Европе, а затем и в Турции. В XV — XVI вв. этот корабль был самым крупным парусным судном в Европе.

Интересно, что в Португалии каракки носили название «нау», а в Испании — «нао».

 

Каракки Эпохи Великих Географических Открытий

«Санта-Мария»

Каракки сыграли одну из главнейших ролей в ту эпоху. Большинство великих мореплавателей проплывали по новым территориям именно на них. Известнейшая каракка «Санта-Мария» была третьим судном флотилии Христофора Колумба и флагманом, когда он достиг берегов Америки.

Санта-Мария

Это была каракка с тремя мачтами длиной около 25 метров. Длина оценивается в 21,4 метра или 25 метров, вместимость – до 40 человек.

«Санта-Мария» потерпела крушение в 1492 году на Рождество у берегов Гаити. Обломки корабля пустили в строительство поселения, основанного на том месте годом позже. Поселение назвали Ла-Навидад (от испанского — «Рождество») по дате гибели «Санта-Марии».

 

«Виктория»

Первый в истории корабль, обогнувший Земной шар. «Виктория» получила название в честь церкви, где Фернан Маггелан, португальский мореплаватель, поклялся в верности испанскому королю.

Несмотря на то, что Магеллан скончался во время плавания, «Виктория» стала единственным из пяти кораблей экспедиции, вернувшимся обратно в Санлукар.
У «Виктории» было:

• 4 мачты;
• водоизмещение примерно 85 тонн;
• при отплытии экипаж насчитывал 42 человека;
• вооружение состояло из 30 лёгких пушек и 6 тяжёлых.

Современная копия «Виктории»

 

«Сан-Габриэль»

Корабль знаменитого мореплавателя Васко да Гамы, впервые прошедшего путём из Европы в Индию. К сожалению, о судьбе судна практически ничего неизвестно, тем не менее существует информация о его конструкции:

• длина – 25,7 метров;
• ширина – 8,5 метров;
• нагрузка до 100 тонн;
• вооружение состояла из порядка 20 пушек

Сан-Габриэль

 

Галеоны

В эпоху географических открытий были задействованы и другие типы судов, но в меньше степени. В основном для транспортировок. Однако о них также стоит завести речь.

Отдельного внимания заслуживают галеоны. Они были быстрее и манёвреннее предшественников, что было достигнуто за счёт уменьшение надстройки и удлинения корпуса. Галеоны обладали следующими параметрами:

• длина около 50 метров;
• ширина – 12 метров;
• водоизмещение от 500 до 2000 тонн;
• от трёх до пяти мачт.

Конструкция галеона решала несколько задач: повышала грузоподъёмность, затрудняла абордаж, увеличивала общую прочность и снижала силу удара волн о борт.

Несмотря на общие черты, галеоны разных стран отличались – и порой очень сильно – строением друг от друга.

Галеон имел не такое широкое применение в Эпоху Великих Географических открытий. До пика своего развития в XVI-XVIII веках он изредка появлялся в отдельных плаваньях, принимая участие в важных территориальных исследованиях европейцев.

 

«Золотая лань»

«Золотая лань» – известнейшее судно среди галеонов, обогнувший Земной шар под командованием Френсиса Дрейка. Второй за всю историю корабль, проделавший кругосветное плавание и вернувшийся из него.

Изначально это судно носило имя «Пеликан». Его длина составляла всего 36,5 метров, ширина — 6,7 метров, грузовместимость – до 150 тонн, оно было оснащено тремя мачтами и 22 пушками.

В 1973 году в Британии изготовили точную копию «Золотой лани», которая спустя четыре столетия повторила знаменитый маршрут, проделанный Дрейком на её предшественнице.

Золотая лань

 

 

Пинасы

Ещё одним типом судов, задействованных в Эпоху Великих Географических Открытий, был пинас – внушительное, парусно-гребное судно. Оно имело:

• длину 40 метров;
• водоизмещение от 200 до 800 тонн;
• три мачты;
• мог быть разборным.

В основном использовался для торговли, но мог применяться и для разведки, а также выступать в роли военного корабля с артиллерийским вооружением на борту. Во флотилии Френсиса Дрейка было четыре пинасы, однако каждая из них к концу плавания была потеряна.

Пинас

 

 

О значимости кораблей в истории

 

В течение Эпохи Великих Географических Открытий судостроение сделало громадный шаг вперёд, без чего невозможны были бы те бесценные по важности открытия. Эпоху открыли суда с поэтичным названием «каравелла», закрепив за собой звание символа «открытий», а затем уступили место другим (караккам, галеонам, пинасам) – кораблям, без которых величайшие мореплаватели не открыли бы совсем ничего.

Анатолий Гаркин

Ведущий конструктор, начальник электробюро по судостроению (электрочасть танкеров, сухогрузов, овощевозов), сопровождение строительства судов ОАО "Волгоградский судостроительный завод"

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

2 × пять =