Десантные суда, история эволюции до современных судов России

История

Десантные корабли являются классом боевых кораблей, предназначенных для перевозки и доставки персонала, оружия и техники, которые могут производить высадку их на необорудованном побережье.

Назначение

Главное предназначение кораблей десанта – высадка морских десантов, перевозка вооружений и военных орудий и снабжающих грузов на не оборудованные побережья и места. Также корабли десанта могут использоваться для снабжения ВМБ, пунктов снабжения ВМФ. Для этой цели у них усиленная конструкция корпуса, возможность малой осадки и плоская конструкция дна. К тому же на десантных кораблях иногда применяется огневое обеспечение десанта, чтобы они были оснащены стволовыми артиллериями, реактивными системами РСЗО, и некоторые суда допускают базирования боевых самолетов и штурмовых самолетов.

Для собственных и десантных войск при непосредственной посадке ПВО десанты могут иметь зенитные пулемёты, зенитные артиллерии и зенитно-ракетные комплексы. При этом при базировании на десантном корабле вертолетов, огнезащитных вертолетов и штурмовых самолётов последние принимают участие в решении задач ПВО с помощью управляемых ракет класса «воздух-воздух».

Десантные суда, история эволюции до современных судов России

История возникновения

С тех пор как десантные суда возникли, их широко использовали для передвижения войск под водой. В античности большую роль играл морской флот, который был нужен для того, чтобы вести крупные войны. Он позволял быстро перебросать целую армию на огромные расстояния, а потом снабдить ее, что затруднительно было сделать иными способами, поскольку общая транспортная инфраструктура не была развитая. К этому времени приходится появление первого корабля, способного перевезти сотни воинов со всеми снаряжениями.

Еще в 1854 году англичане первыми применяли плоты в Крымскую войну, чтобы доставлять лошади с кораблей к берегу. Эти плоти были изготовлены из деревянного бруса в нескольких рядах и стелились над ним.

Исторические типы кораблей и судов, выполнявших десантную функцию:

  1. Древнеегипетское, финикийское, древнегреческое и римское (позднее — византийское) парусные торговые суда (начиная приблизительно с 3000 г. до н. э. и до середины XV века н. э.);
  2. Бот — с V века
  3. Дхау — с VII века до наших дней;
  4. Драккар — с VIII века по начало XII века;
  5. Неф — с X века до XVI века;
  6. Ушкуй — с XI до XV века;
  7. Чайка — с XVI века до XVIII века;
  8. Флейт — с XVI века до XVIII века;
  9. Дубель-шлюпка — XVIII век;
  10. Лансон — с XVIII века до XIX века;
  11. Кочерма — XIX век[7];
  12. Дощаник (Петровское время).
Битва при Писагуа 1879—1883 гг.
Битва при Писагуа 1879—1883 гг.

Десантные суда до Первой мировой войны

До Первой Мировой войны, для высадки морского десанта, обычно использовались корабли, а также суда с небольшими осадками. С увеличением численности десантов и увеличением техники суда требовали большей вместимости. Чтобы уменьшить время ввода в эксплуатацию десантных судов, под эти цели переоборудовали суды разного типа, чаще всего сухогрузные, которые вмещали бы больше сил и средств десантной техники. Самый известный такой корабль был во времена Первой Мировой войны – Ривер Клайд. В российском военно-морском флоте подобные суда использовались как десантные корабли, включая иностранные, под общей именем типа Базный транспорт.

Первыми успешными попытками создания специального средства для доставки техники, живых сил стали проекты английских судов. Таким образом к 1915 году было создано невооруженное самоходное с открытым трюмом десантные лихтера типа X. Их объем водоизмещения составлял 160 тонн, длиной 30 метров, шириной 6,1 метра, осадков 1,1 метра, а длиной 32,2 метра, шириной 6,4 метра, осадков 1,1 метра, второй марки. Они могли принимать до 500 человек, до 40 коня, или до четырех орудий.

Первый боевой опыт этих лихтеров случился в августе 1916 года, когда в Бухте Сувла произошел повторный десант. Они помогали снять потери британцев и австралийцев в случае высадки. В ходе эвакуации войск из Дарданеллы прошли скрытные эвакуации. Во время 2-й мировой войны использовались около 30 единиц. Всего построено 200 литеров первой серии, 25 литеров второй серии.

Чтобы не допустить большого отставания, Морское министерство России решило взять на себя опыт применения шхуна и баржи на Азовском море, имевших значительную грузоподъемность и небольшую осадку и резко снижающуюся к носу осадку, что позволило выгружать продукцию прямо на море. Всего за несколько месяцев российские конструкторы разработали проект, который называется Болиндером. На баржах, а также на английском лихтере, использовались шведские двигатели. В середине 1916 г. началось строительство десантного баржа. В ходе опыта эксплуатации выявлены неисправности данных барж.

Десантные суда, история эволюции до современных судов России

Чтобы решить эти проблемы, было решено создать новый проект более крупных судов. За основу взялась работающая на Азовском море шхуна купца Эльпифора весом около 1000 тонн. Новый проект получил название «Эльпидифор» по имени хозяина этого шхуны. На новых десантных баржах были укреплены двойные дно и укрепленные люки, которые выдерживали вес двух вертолетов или быстрых катеров, порты, где можно было выгружать артиллерийские орудия и грузы.

Балластные цилиндры позволяли изменить дифференциацию, что позволяло облегчить выход на берег. Баржи электрифицировали, на передней мачте установлен прожектор, радиостанция находилась в рубке. Вооружение составило три 102 мм пушки, две 75 мм зенитные орудия и два пулемёта. Недостаток у этих десантов тоже имелись, поэтому после войны их надо было исправлять.

После Октябрьской революции и гражданской войны в 1919 году было разрешено достроить только три заводских баржи: 410 и 411, 412. С июня 1920 г. было решено достроить еще шесть орудий, но как канонерские лодки, вооружение которых состояло из трёх 130-мм пушок и 2 76-мм артиллерийских установок. Остальные были достроены как нефтяные, так и сухопутные суда.

После Второй мировой войны

Особое развитие в СССР получил десантный корабль на воздушном судне. К тому же шли, но они и не завершились, хотя дошли до выпуска экспериментальной серии работ по созданию десантных экранов.

Десантные суда, история эволюции до современных судов России

Помимо десантных кораблей, способных непосредственно высаживать десант на берег, некоторые страны, в частности США, используют в качестве десантных очень крупные корабли — так называемые «универсальные десантные» (УДК) по советской и современной российской классификации. Это крупные корабли, которые объединяют сразу некоторые функции: перевозку до 2000 человек вооружения и техники, док-камера для малого десанта и палубная палуба с ангаром на базе палубного транспортного вертолета, палубные вертолёты-тральщики, палубные вертолёты-огнезащитные, палубные штурмовики, фактически, истребители-штурмовики с короткими взлётами и вертикальными посадками. УДК является также местом расположения штаба десантных операций и больница.

В советское время с появлением американского универсального десантного корабля типа Тарава в СССР проводились разработки для своего аналогичного корабля на базе ТАКР Адмирала Горшкова. Проект не был выполнен. Однако большие десанты проекта 1174 были вооружено четырьмя кораблями транспортного и боевого вертолета Ка-29.

Большие десантные корабли российского флота

Вопрос о поставках двух вертолётов-десантников «Мистраль» в Россию оказался интересным для отечественных разработок в этом направлении. Сейчас практически со стопроцентной вероятностью можно сказать, что Франция не будет передать России уже возведенные Мистрали. В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности на стенде Главного командования ВВС России на форуме «Армия-2015» в виде макетов был представлен новая универсальная десантная лодка проекта «Прибой», разработанная специалистами НПБ Невского. У этого корабля водоизмещение около 14 тыс. тонн при посадке на 5 метров, а на борту можно нести до 8 вертолетов Ka-52K и Ka-2729.

Десантные суда, история эволюции до современных судов России

Десантный лайнер может развивать до 20 ступеней скорости, а его дальность будет составлять 6 тыс. метров, автономность движения — 60 дней. Длина судна составляет 165 метров и ширина — 25 м. Универсальный десантный корабль Проекта «Прибой» сможет перевезти на борту от 40 до 60 единиц различного оборудования и 500 десантных кораблей. УДК может взять четыре десантного катера проектом 11770М и два десантного катера проектом 12061M. В то же время его противоракетная оборона построится на базе морской базы Панцирь М.

УДК проектов «Прибой» вполне соответствует образу современной десантной лодки. По основным своим характеристикам, он будет примерно соответствовать базовым параметрам универсального десанта Голландии, типа Rotterdam или JohandeVitt, которые были и выбраны как образцы.Также данные боевые орудия имеют водоизмещение 14-16 тыс. тонн, способны перевезти до 500-600 пассажиров морской пехоты и имеют на борту 6 вертолетов и необходимые плавущие десантные средства.

Однако судно проекта «Прибой» является будущим российским флотом, этот проект дошел только до стадии макетирования, и до его построения и внесения в строй можно пройти довольно долгое время.Ниже мы поговорим о больших десантных кораблях, которые действительно имеют или уже совсем скоро будут иметь Российский Военно-Морской Флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль БДК зоны океана 1171, шифр Tapir, по кодификации Natov, предназначен к высадке морских десант с боевым оборудованием на необорудованные побережья с малым подъемом дна и переброске морскими грузами и военными. Корабль может производить высадку десантных частей прямо на берегу, а на воду может спускаться плавательная техника. Головное судно этого проекта «Воронежский Комсомолец» было заложено 5 Февраля 1964 года на станке Прибалтийских судостроительных заводов 820 «Янтарь».

Машина была спущена на воду в июле 1964 г. При всех недостатках он был первым в СССР БДК, которые могли с экспедицией морских пехот на борту на протяжении некоторого времени служить в отдаленных районах мира. За 10 лет 1964-1964 гг. в СССР построено 14 судов этого проекта, выпускавшихся в четырех различных версиях. Почти 20 лет в состав стратегической десантной армии СССР были созданы корабли проекта 1171. Корабль имел полное водоизмещение 4650 т, осадка была 4,5 м, длина 113,1 м, длина 15,6 м.

Скорость полной загрузки БДК проектного проекта «Тапир» составила 16,5 узла. Длина плавания составляла 4, 8 тыс. миль около 8, 9 тыс. км. Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей — 20 суток.

 

Десантные суда, история эволюции до современных судов России

Устройство высадки корабля состоит из носовых ворот с аппарелям и откидного герметичного лафета, расположенного на корму. Погрузка техники на судно может осуществляться посредством кормового или носового высадочного устройства.Для перевозки грузов с верхней точки либо по люкам на твинде на корабле предусмотрены специальные клапаны. Высадка десанта с судна может быть осуществлена на плаву и неплавающие орудия высаживаются прямо на берегу, минимальная ширина дна должна быть 2-3 градусов.Кроме того, БДК проект 1171 можно использовать для доставки боеприпаса и для доставки ракет в контейнеры.

Силовые установки корабля – это два дизельных агрегата с мощностью 4, 5 тыс. л.с. каждая модель двигателя отличалась по модификации корабля. Вооружение могло также быть разным и состоит из спаренного универсального корабельного артиллерийского орудия ZIF-31B калибра 57 мм и двумя спаренными 25 мм орудиями 2M-3.На корабле также были установлены две установки реактивного залпового оружия «Град-М», предназначенных для управления десантом. Для противоракетной обороны были использованы ПЗРК «Стрела-3».

Проект 1171 БДК мог принять на борт 20 основных танков, примерно 45 БТР, или 50 грузовых автомобилей и 300-400 человек десантного состава. Члены экипажа расположились в двух корпусах под первой и четвертой твиндой. Кроме того, корабль может быть использован для перевозки грузов, принимая на борту до 1000 тонн различных видов грузов. — В носу корабля был отсек бронетехники, там же была аппараль, закрытая раздвижными дверями. По открытым источникам, на сегодняшний день в составе ВМФ РФ находится 4 БДК проект 1171:3 корабля Черноморских флотов и 1 корабль Тихоокеанского флота.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК зоны океана 1174, шифр «Носорог», по кодификации натов Ивана Рогова, был предназначен для перевозки и посадки десантных и боевых сил на оборудованных и не оборудованных побережья с малым дном.Корабль имеет возможность осуществлять высадку войск прямо на берег, плавающие — на море, неплавающие военные — с помощью специальных десантных и высадочных лодок, а также личные составы десанта, имеющие носимое оружие, также могут высадиться на берег при помощи вертолетов.

В процессе подготовки корабля по поручению главкома ВВС С.Г. Горшкова в проекте были внесены изменения, в результате чего было создано весьма оригинальное универсальное десантное судно, имеющее сравнительно небольшое водоизмещение. В результате изменения проектного проекта на корабле была установлена доковая камера и увеличена группа, размещенная на борту самолета.

БДК проекта 1174 Носорог

Изменения проектов по ходу работы вносились в связи с идущей в США полной программой по строительству УДК «Тарава». В итоге изменения проекта корабль устанавливал доку и увеличил группу, расположенную на борту самолёта. Изменения в проектах в процессе работы были внесены из-за идущей полной программы строительства УДК Тарава в США.

Корабли этого проекта были построены в СССР в 1973-88 гг., всего построено три подобных корабля всего. В Калининграде заложили и построили корабли на заводе Прибалтики 820 «Янтарь». Благодаря постоянным изменениям проекта, головная лодка серии «Иван Рогов» была готова только с 1978 года, спустя 14 лет после того, как выдали техническое задание для ее проектирования.

Всего Калининград построил три таких корабля: «Иван Рогов» 1978 года, «Александр Николаев» 1982 года и «Митрофан Москленко» 1990 года. В 1996 году первый корабль списан из флота. В 1997-2002 годах в резерв были отправлены два других. После рассказа о Мистралях в прессе появилась информация по поводу проработки вопроса возвращения кораблей в состав российского ВМФ.

Длина судна 1174 проекта шифра «Носорог» составила 157,5 м, длина 23,8 м, осадка 5 м. Полный объем водоизмещения корабля составлял 14 060 тонн.Скорость хода полного — 21 ступень, дальность плавания с скоростью 18 ступеней и нормальный запас топлива 4 тыс. м, максимальный запас топлива 7 500 м. Силовые установки корабля были газотурбинными и состояли из двух агрегатов мощностью 18 тыс. л.с. каждого. Автономность плавания по запасу провизии составляет 15 суток, если на борту находились 500 десантники или 30 суток, если на борту находились 250 десантников. В составе корабля было 239 человек с 37 офицерами.Для перевозки жидкого и твердого груза на корабле были установлены специальные системы.

Вооружение судов изменялось по модификации, состояло из орудий АК-726 мощностью 76,2 мм, двух орудий АК-630 мощностью 6х30 мм, двух орудий АК-630 мощностью 6х30 мм, двух орудий реактивного огня «Град-М», одного орудия «Ос-М» боезапаса 20 ракет, четырех орудий ПЗРК «Стрела-3».На борту лайнера могли быть базированы до 4 транспортных вертолетов Ka-29.

 

Светлана Федоренкова

Образование: ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет", историк. Опыт работы: Младший научный сотрудник Курского государственного областного музея археологии, Курская региональная общественная организация «Культурно-просветительское общество «Возрождение».

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

13 + 14 =