Морские узлы: пошаговая анимация и схемы начинающим

Такелаж

В морской практике важным вопросом является завязывание морских узлов. Чем он сложнее, тем практичнее его использование в морских целях. В трактовке моряков имеются следующие моменты:

  • «коренной конец» — это неподвижный конец троса;
  • «ходовой конец» — это рабочий (подвижный) конец троса.

Перед тем, как изучить технику завязывания различных морских узелков, необходимо узнать историю их возникновения и почему они так трактуются.

История морских узлов

Однажды в море произошла беда. Случилась она с моряком-подводником, который из-за своей неосторожности оказался за бортом в ледяной морской воде. У него уже не оставалось никаких сил, пока он ждал корабля, который его спасет. Экипаж корабля старались его спасти, кидали ему спасательные веревки, но все они неудачно падали в воду. Но все-таки ему удалось поймать веревку, он опоясал ее вокруг туловища, но завязать в узелок не смог, руки очень замерзли, и он безнадежно махнул рукой своим спасителям. Но экипаж не растерялся, потянул веревку, и она затянулась в крепкий узел. При помощи прочного узла они затащили моряка на палубу корабля.

Существует много легенд и сказаний, про морские узелки, которые так или иначе связаны с судьбой человека и его жизнью. Иногда даже морские узлы спасали целый экипаж. Поэтому даже по сей день, морские узелки являются важной составляющей любого морского судна.

Виды морских узлов и техника их завязывания

Большинство людей утверждают, что вязать морские узлы достаточно простое занятие, которому не нужно учиться. Утверждают, что завязывать их легко, не нужно использовать специальной техники завязывания. Однако все, кто имеет такое мнение – безоговорочно ошибаются. При завязывании морского узла обязательна техника, ведь существует много разновидностей. Главное их отличие от обычных – это то, что вязать их легко и быстро, а распутать конструкцию важно быстро легко развязать одним рывком. Такое отличие в основном отличает морской узел от гордиева узла. Рассмотрим разновидности морских узлов и техники их завязывания.

Прямой узел

Прямой морской узел используется для связывания веревок примерно одной толщины. Если на связанные тросы будет сильная нагрузка или веревки намокнут – узел со временем сильнее завяжется. Поэтому, чтобы ликвидировать сильное затягивание тросов или троса на кнехтах используют деревянную палочку (вкладыш).

Техника выполнения: берутся две веревки, которые необходимо связать. Их концы обносят один вокруг другого, во встречных направлениях загибают и затягивают узел.

Рифовый узел

Рифовый узел применяется при транспортировании рифов на морское судно. Им связывают концы рифсезней. Также он применяется при закреплении шлюпок, палубных механизмов, компасов и в других случаях, когда требуется быстро завязывание узла и его быстрое развязывание одним рывком.

Техника выполнения: узел завязывается так же, как прямой, однако один из ходовых концов складывается вдвое и вводится в петлю. Поэтому этот способ — быстро развязываемый.

Двойной прямой узел

Главное применение – связывание веревок, на которые действует сильная нагрузка.

Техника выполнения: один конец два раза обхватывают вокруг второго, концы обоих загибают навстречу друг другу. Повторяют начальное действие и затягивают концы, закрепляя их тонким линем или шкимушгаром.

Плоский узел

Применяется плоский узел при связывании веревок с разным диаметром. Также используется для связывания веревок с одинаковой толщиной, при сильной нагрузке или намокании.

Техника выполнения: в основном плоский узел выполняют, разложив их на палубе морского судна, так завязывание будет быстрее и легче. Одну веревку (большего диаметра) кладут в виде петли. Под эту петлю заносят конец второй веревки, поочередно проводят сверху коренного, но снизу ходового конца более толстой. После этого менее тонкий заводят сверху петли толстого, но под коренной частью своего. Меньший имеет идентичную петлю, как и толстый. Полуштыками завязывают ходовые концы, их закрепляют при помощи линя, каболки или шкимушгара.

Простой штык

Главное применение простого штыка – это крепление швартовых тросов к причальным креплениям, временным оттяжкам к стропе или во время крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи (рымы).

Техника выполнения: ходовой конец одного троса, который заведен за пал, рым или битенг окручивают вокруг коренной части троса, образуется петля, куда пропускает конец – полуштык. Повторным полуштыком обносят ходовой конец троса. Получается связывание тросов штыками.

Штык со шлагом

В основном штык со шлагом применяют при закреплении швартовых тросов, а также лопарей оттяжек грузовых стрел. Отличие штыка со шлагом и обычного штыка – шлаг, который охватывает конструкцию.

Техника выполнения: берется ходовой конец троса, обносится вокруг причальной конструкции, его закрепляют за коренную часть полуштыками, закрепляется трос линем или шкимушгаром.

Штык с обносом

Применяется штык с обносом в качестве крепления швартовых концов за битенги или рымы, за скобы верпов. А также для накладывания на грузовые люки предохранительных сеток.

Техника выполнения: через рым пропускается снизу вверх конец троса, его проносят под тросом, снова продевают через рым, но в обратном направлении. Полуштыком завязывают ходовой конец за коренную часть троса и крепят при помощи линя или шкимушгара. При необходимости возможно обнесение двумя или тремя полуштыками.

Рыбацкий штык

Рыбацкий штык применяют при креплении дректовов за скобы якорей, а также для завязывания концов троса при накладывании на грузовые люки предохранительных сеток. Рыбацкий штык – это надежный, прочный узел, который легко развязывается одним рывком.

Техника выполнения: дважды в рым продевают конец троса, проносят вокруг коренной части троса, что образует две петли, через которые пропускают трос, затягивают его полуштыком. После того, как образуется второй полуштык – конец закрепляют тонким линем к коренной части.

Выбленочный узел

Одним из самых затягивающихся и надежным узлом является выбленочный узел. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлагов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр). Если дополнить узел дополнительной петлей, то можно использовать выбленочный узел для крепления бросательного конца к швартовому тросу.

Техника выполнения: вокруг предмета обносят ходовой конец троса, наложенный шлаг в этом случае перекрещивают, повторяется обнесение вокруг предмета, подведение под шлаг, который перекрещен.

Задвижной штык

Главное применение задвижного штыка – помощь при подъеме деталей рангоута, бревен, досок.

Техника выполнения: дважды обнести вокруг предмета ходовой конец троса, перекрестить оба шлага, повторить обнесение вокруг предмета, подвести под шлаг, который перекручен.

Беседочный узел

Одним из самых нужных узлов на морском судне является беседочный узел (булинь). Он применяется для крепления предохранительного троса вокруг пояса человека для работы на мачтах или за бортом судна.

Техника выполнения: на тросе делают колышку небольшого размера. Через нее проносят конец троса, обносят вокруг коренной части, повторно пропускают его в обратном направлении в колышку. Возможно использовать двойной беседочный узел.

Калмыцкий узел

При подаче разных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт применяется калмыцкий узел. Также он применяется во время завязывания бросательного конца.

Техника выполнения: вокруг ходового конца обносят коренную часть, сложенного вдвое троса — ходовой конец, образуется колышка, в которую вводится ходовая часть. Чтобы развязать калмыцкий затянутый узел достаточно потянуть за ходовую часть.

Сваечный узел

Главное применение сваечного узла – подача человеку, который работает на матче разных инструментов. Также его используют во время стоянки судна для закрепления тросов за упоры, которые заводятся за бортом и причалом.

Техника выполнения: берется трос, и на том месте, где требуется завязанный узел – делается колышка, трос вкладывают вдвое и вводят в колышку.

Шкотовый узел

При связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (шкота, фала) применяется шкотовый узел. Также его применяют для привязывания фалы к сигнальным и иным флагам. Такой трос прочный и крепкий – когда имеется натяжение.

Техника выполнения: снизу вверх пропускают ходовой конец, по часовой стрелке обносят вокруг его шейки, между коренной частью и коушем его проводят.

Брамшкотовый узел

Во время работы с парусами, такелажными и якорными цепями применяется брамшкотовый узел. Он более надежный и крепкий, в отличие от шкотового узла.

Техника выполнения: в коуш проводят конец троса, под коренной частью вокруг шейки дважды его обносят.

Удавка

Во время буксировки и подъема бревен и иных предметов используется затягивающаяся удавка. Также она применяется во время установки рангоута.

Техника выполнения: вокруг предмета и коренной части троса обносят петлю ходовой конец, несколько раз обносят вокруг наложенного на предмет шлага. Для прочности крепления завязать узел легко, если завязать узелок двойная удавка.

Гачный узел

Гачный узел применяется во время закрепления на гаке толстых тросов. Выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

Техника выполнения: конец обносится вокруг спинки гака, его закладывают в гак, накрывают коренной частью троса сверху. При помощи линя закрепляется ходовой конец.

Буксирный узел

Во время закрепления буксирного троса на гаке используется буксирный узел. Он также применяется во время крепления швартовов на битинге.

Техника выполнения: на свободной части буксирного троса, который идет к бухте в гак делается петля. Она проводится под буксирным тросом и надевается на гак. С правой стороны петлей накладывается на гак, затем с левой стороны, процесс повторяют несколько раз. При помощи линя закрепляется ходовой конец.

«Кошачьи лапки» узел

Для уменьшения длины стропы применяется узел «кошачьи лапки».

Техника выполнения: трос складывают вдвое, его концы отводят вниз для образования двух петель, их одновременно закручивают в противоположных направлениях, после надевают их на гак.

«Восьмерка» узел

На концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков, завязывают «восьмерку».

Техника выполнения (первый вариант): на конце троса делается петля небольшого размера, в нее пропускают трос ходовой части, который обнесен вокруг.

Техника выполнения (второй вариант): отличие от обычной «восьмерки» — пропускаемый в петлю конец предварительно обносят вокруг коренной части не один, а два раза.

Стопорный узел

Стопором для стальных является такелажная день, которая накладывается на трос так же, как и стопор из растительного троса. Для цепей применяют специальный стопор, состоящий из короткого троса с гаком и кнопом на концах, его прикрепляют линем.

Техника выполнения: стопор накладывается двумя шлагами, ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, и крепят к нему линем или шкимушгаром. Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, но и по направлению спуска.

Шлюпочный узел

Для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке применяется шлюпочный узел.

Техника выполнения: ходовой конец продевается в носовой рым шлюпки и пропускается под первую банку. Затем ходовой конец обносится вокруг второй банки, проводится над тросом, перекрещивается, и вновь пропускается под банку. После этого конец троса складывается в виде петли и подводится под опоясывающий банку шлаг.

«Кровавый» узел

В настоящее время «кровавый» узел редко используется, в основном применяется для утолщения конца нитки.

Техника выполнения (первый способ): число шлагов не больше трех – они ходовой частью заводятся внутрь петли.

Техника выполнения (второй способ): число шлагов больше трех – их обносят вокруг коренной части, а ходовой конец пропускается внутрь.

«Юферсный» узел

В настоящее время редко применяется данный вид вязки, ранее его применяли для натягивания вант с помощью тросовых юферсов.

Техника выполнения: ввод ходовой части в петлю между коренным и годовым концами, затем дальнейшее пропускание его под себя.

«Пожарная лестница»

Главное применение данного завязывания – с их помощью матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки.

Техника выполнения: большое количество простых узелков.

Портовый узел

Главные преимущества – не скользит, надежно держит, его можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением.

Техника вязания: вокруг одинарного кнехта делается несколько шлагов ходовым концом швартовной веревки. После этого складывается ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропускается под натянутую коренную часть, поворачивается петля на 360 градусов и накидывается сверху на кнехт.

Фламандский узел

Главное применение фламандского узелка – для соединения двух тросов как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами.

Техника выполнения: на конце одного из связываемых тросиков делается восьмерка, затем к выходу из нее ходового конца вводится ходовой конец второго и повторяется восьмерка, завязанная на первом. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинают затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла достаточно потянуть за коренные концы.

Дубовый узел

Дубовый узелок применяется в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать две веревки. Хотя соединение дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок.

Техника выполнения: концы складывают вдоль вместе и, отступя 15-20 сантиметров от краев, завязывают простым узлом оба конца как одно целое.

Модератор

Главный редактор. Планирование и распределение обязанностей в команде контент-производства, работа с текстами

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий