- Огни и знаки судов с механическим двигателем на ходу
- Обычные суда
- Суда на воздушной подушке
- Экранопланы
- Огни и знаки парусных и гребных судов
- Огни и знаки судов на мели, на якоре, ограниченных в маневрах или осадкой
- Судно на якоре
- Судно на мели
- Судно лишенное возможности управляться
- Судно, ограниченное осадкой
- Судно, ограниченное в маневрах
- Огни и знаки рыболовных судов
- Рыбацкое судно, занятое тралением
- Дополнительные сигналы
- Рыболовное судно, не занятое тралением
- Огни и знаки при буксировке судов
- Суда с механическим двигателем, занятые буксировкой
- Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой и ограниченное в возможности маневрировать
- Буксируемые суда, не являющиеся малозаметными
- Малозаметные погружаемые буксируемые суда
- Огни и знаки при подводных, дноуглубительных работах
- Огни лоцманских судов
- Огни и знаки судов, занятых устранением минной опасности
- Вместо итогов: Характерные огни для облегчения запоминания
Огни и знаки судов с механическим двигателем на ходу
Огни и знаки судов с механическим двигателем на ходу регулируются правилом 23 МППСС. Фактически, они и задают необходимым использование основных огней, описанных в предыдущей статье, с некоторыми дополнениями.
Обычные суда
В общем случае механическое судно на ходу ночью выглядит следующим образом:
Если длина судна меньше 50 метров, оно может оставить только один топовый огонь.
Суда на воздушной подушке
Судно на воздушной подушке не в водоизмещающем состоянии (т.е. когда использует воздушную подушку) должно добавлять желтый проблесковый огонь. На рисунке — судно на воздушной подушке длиной менее 50 метров, т.к. такие суда большей длины — редкость.
Положение желтого огня — над или под топовым — не регулируется.
Экранопланы
Экранопланы в режиме полёта, взлёта и посадке — должны выставлять красный проблесковый огонь.
Положение красного проблескового огня — над или под топовым — не регулируется.
Огни и знаки парусных и гребных судов
Парусные суда выставляют только бортовые и кормовой огни:
В качестве альтернативы могут использоваться два дополнительных огня на мачте — сверху красный, снизу зеленый.
При длине судна менее 12 метров допустимо использовать комбинированные бортовые и топовый огни на мачте.
Огни и знаки судов на мели, на якоре, ограниченных в маневрах или осадкой
Судно на якоре
Два белых круговых огня. Носовой огонь должен быть выше кормового.
Днем вместо огней на носу устанавливается знак в виде шара.
Судно на мели
Аналогично судну на якоре, но добавляются два расположенных друг над другом красных круговых огня
Днём судно должно вывесить три шара, расположенных вертикально друг над другом.
Судно лишенное возможности управляться
Судно, лишенное возможности управляться и не на ходу использует красные огни, аналогичные судну на мели:
Если данное судно на ходу — добавляются бортовые и кормовой огни.
Днём выставляются знаки в виде двух шаров, расположенных друг над другом в наиболее видном месте.
Судно, ограниченное осадкой
Судно ограниченное осадкой (и на ходу) использует три вертикальных красных круговых огня. Изображение для судна с длиной больше 50 метров:
Судно, ограниченное в маневрах
Один из самых часто используемых видов огней. Использует три круговых огня, расположенных вертикально в наиболее видном месте.
Если на ходу (и длина больше 50 м):
Если не на ходу:
Этот вид огней также часто используется в комбинации с другими, см. дальнейшие разделы.
Огни и знаки рыболовных судов
Ночные огни и дневные знаки рыболовных судов регулируются Правилом 26 МППСС
Рыбацкое судно, занятое тралением
Больше 50 м, на ходу
Меньше 50 м, на ходу
Больше 50 м, не на ходу
Меньше 50 м, не на ходу
Дополнительные сигналы
Выметывает снасти (меньше 50 м и на ходу)
Выбирает снасти (меньше 50 м и не на ходу)
Зацепилось за препятствие (больше 50 м и не на ходу)
Рыболовное судно, не занятое тралением
На ходу
Не на ходу
На ходу, снасти выметаны на 150 м (направление в правый борт)
На ходу, снасти выметаны на 150 м (направление в нос)
Кошельковые неводы при затруднении рыболовными снастями
Огни и знаки при буксировке судов
Суда с механическим двигателем, занятые буксировкой
Характерно наличие двойных или тройных вертикальных круговых белых огней на наиболее видном месте и желтого буксировочного огня на корме.
Длина судна менее 50 м, буксира более 200 м
Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой и ограниченное в возможности маневрировать
Все то же самое, но добавляются огни для судна, ограниченного в маневрах (вертикальные красный белый красный).
Длина судна менее 50 м, буксира менее 200 м
Длина судна больше 50 м, буксира меньше 200 м
Буксируемые суда, не являющиеся малозаметными
Буксируемое лагом или на тросе позади буксира (бортовые и кормовой огни)
Толкаемое вперёд (т.е. только бортовые огни).
Малозаметные погружаемые буксируемые суда
Малозаметное полупогруженное, ширина менее 25 м, длина менее 100 м
Малозаметное полупогруженное, ширина более 25 м, длина менее 100 м
Малозаметное полупогруженное, ширина менее 25 м, длина более 100 м
Малозаметное полупогруженное, ширина более 25 м, длина более 100 м
Огни и знаки при подводных, дноуглубительных работах
Судно, занятое подводными или дноуглубительными работами, не связанными с устранением минной опасности, использует знаки для судна, ограниченного в возможностях маневрирования, а также дополнительные красные и зеленые огни с противоположных сторон.
Сторона, отмеченная двумя зелеными огнями — это рекомендуемое место прохождения других судов на малом ходу на безопасном расстоянии от судна. Сторона, отмеченная двумя красными огнями — сторона, с которой не рекомендуется проходить другим судам.
Огни МППСС если судно, занятое дноуглубительными или подводными работами, на ходу (и длина больше 50 м).
Огни лоцманских судов
Лоцманские суда при исполнении обязанностей вместо топового огня используют бело-красный огонь, аналогичный флагу «Hotel».
Например, если лоцманское судно не на ходу:
В прочих случаях лоцманское судно использует те же огни, что судно с механическим двигателем.
Огни и знаки судов, занятых устранением минной опасности
Судно, занятое устранением минной опасности использует три зеленых огня на мачте, выставленных «треугольником» в плоскости шпангоута.
Если судно на ходу:
Если судно не на ходу:
Вместо итогов: Характерные огни для облегчения запоминания
Изучив все приведенные на предыдущих страницах описания огней, можно увидеть определенные, хоть и не очень буквальные, закономерности. Их можно свести к таким общим признакам, которые могут существенно помочь запоминание огней МППСС, и их идентификацию в реальных условиях: