Современные виды военных кораблей: характеристики, сравнение

Устройство судна

Военно-морской флот существует у большинства стран, имеющих водные границы. Для военно-морских сил приоритетными целями являются защита интересов своей страны на водных просторах и помощь сухопутным войскам. Включение новых технологий на современных суднах, таких как ракетно-ядерное оружие и боевая радиоэлектроника, перевернула стратегию и значимость боевых действий на воде.

По этой причине традиционная классификация кораблей утратила своё значение. Военные морские судна стали выполнять задачи, для реализации которых требовались новые тактико-технические данные.

Классификация боевых кораблей ВМФ РФ

В зависимости от назначения можно выделить такие классы:

  • Ударно боевые корабли ВМС
  • Морские и рейдовые корабли обеспечения

Внутривидовые судна также можно разделить на категории по определенным параметрам.

Ударно боевые корабли ВМС

Основные критерии, по которым отличают боевые морские судна являются водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и некоторые другие факторы. Среди судов этого вида выделяют корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры и авианосцы. Для выяснения отличий между ними следует ознакомиться с их техническими характеристиками.

Сравнение корвета и фрегата
Сравнение большого десантного корабля и эсминца
Сравнение крейсера и универсального десантного корабля
Сравнение Авианосца и подводной лодки

Корвет

Первоначально в 17 веке корветом считалось судно с тремя мачтами, имеющее прямое парусное вооружение и 20-30 орудий на верхней палубе. Основной целью такого корабля считались перевозка секретной почты и разведка. Нормальным водоизмещением корветов являлось 460 тонн и более.

Корвет (класс «сторожевой корабль») в современном виде – это малый тип боевого судна, который предназначен для выполнения сторожевых и конвойных функций. Главные задачи корабля – это обнаружение и борьба с воздушными и подводными силами противника.

Корвет "Сообразительный" проект 20380

Водоизмещение корветов относительно предшественников выросло до показателей равных от 500 до 1600 тонн. Скорость судна редко достигает 20 узлов или 37 км/ч.

На вооружении корвета чаще всего установлены ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 мм, зенитные орудия и бомбометы, сбрасывающие глубинные бомбы.

Для выполнения своих функций на корвете также есть гидроакустические и радиолокационные средства обнаружения подводных лодок и авиации противника.

В российской армии корвет, только начинает своё развитие и в ближайшем будущем российский флот будет иметь в своём составе 13 таких кораблей.

Эсминец

В конце 19-го века конструктор Фернандо Вильямиль разработал новый тип боевых судов, который получил название эскадренный миноносец. Первоначально главной задачей корабля было создание минных полей. На борту было установлены торпедные аппараты и мелкокалиберные артиллерия для сражений с суднами вражеской стороны. Во времена русско-японской войны эсминцы уже обладали высокой скоростью и хорошим вооружением, основной целью которого было уничтожение торпедных катеров противника.

Современный эсминец – это маневренный, быстрый боевой корабль, обладающий высокой прочностью. Сегодня предназначением таких судов является предотвращение воздушных, подводных и надводных угроз

Эсминец "Лидер" проект

Данная боевая единица вооружена ракетными установками, средствами ПВО и торпедными аппаратами. Также на судне зачастую присутствует вертолетная площадка, что позволяет вести противолодочное противостояние гораздо эффективнее.

Подводная часть эскадренного миноносца вытесняет от 3000 до 10 000 тонн воды.

Фрегат

Первые фрегаты в России были сконструированы ещё при Петре 1. Тогда данные судна представляли из себя морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от того присутствовало ли на них парусное вооружение.

Вторая мировая война изменила классификацию боевых суден. Появились корабли, предназначенные специально для сопровождения конвоя, получившие разные именования в разных странах – фрегаты (класс «сторожевого корабля дальней зоны»), корабли сопровождения или эскортные эсминцы. Водоизмещение таких судов находится между водоизмещением корветов и эскадренных миноносцев.

Фрегат "Адмирал Григорьевич" проект 11356

По определенным характеристикам современные фрегаты сравнимы с эсминцами, маневренность и размеры у данных судов схожи. Но если эскадренный миноносец нацелен на борьбу с надводной, подводной и воздушной техникой противника, то фрегаты из-за недостаточного ракетного вооружения, способны вести сражение только с подводными лодками и авиацией врага.

Крейсер

Термин крейсер появился в 17 веке и означал боевое судно способное действовать независимо от остальных сил флота. Данные корабли выполняли широкий спектр задач и представляли из себя боевую единицу небольших размеров.

Сегодня крейсер является очень дорогостоящим, но универсальным продуктом. Для создания крейсера используются передовые технологии ведущих стран мира. На данный момент такие боевые судна активно используются только двумя странами Россией и США.

Дороговизна крейсера оправдывается его многозадачностью. Это единственный вид судна способный действовать как в составе эскадры, так и самостоятельно. Основной областью применения крейсера считаются борьба с торговыми суднами и с лёгкими силами флота противника. Также может быть задействован в обороне боевых соединений и конвоев.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

Ракетный крейсер "Москва" проект 1164

Так как основной задачей крейсера является борьба с надводными силами, его вооружение преимущественно ракетное, но некоторые судна обладают небольшим количеством средств ПВО.

Крейсера имели собственную классификацию:

  • Крейсера ПВО;
  • Минные заградители;
  • Легкие;
  • Тяжелые;
  • Авианесущие.

Но в 20 веке классификация была упразднена.

Скорость современных суден данного вида: 30-40 узлов. Водоизмещение: до 10 000 тонн.

Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"

Авианосцы

Авианосцы представляют из себя мобильную авиабазу, их отличительным признаком от других видов боевых судов является наличие полётной палубы. Также авианосцы оснащены средствами для облегчения взлёта и посадки воздушной техники и оборудованием для их отслеживания и базирования. Данные судна расширяют возможности боевых действий в акваториях.

Оборонительное вооружение авианосцев состоит из зенитной артиллерии малого и среднего калибров и управляемого ракетного вооружения. Но в следствии развития ракетного оружие во второй половине 20-го века значимость такой единицы заметно упала.

Авианосцы имеют такие задачи:

  • защита морских соединений от лодочной и воздушной угроз;
  • воздушная поддержка сухопутных операций, проходящих в прибрежной зоне;
  • поддержка наземных действий с воздуха, проводимых в прибрежной территории;
  • контроль преимущества в воздушном пространстве и помощь в ликвидации противовоздушной обороны.

Авианосцы классифицируются на легкие, средние и тяжелые. Относительно класса водоизмещение варьируется от 30 000 до 100 000 тонн.

Подводные лодки

Подводные корабли , имеющие значительные преимущества перед надводными кораблями: скрытость маневра и внезапность удара по противнику. Основным назначением подводных лодок являются боевые действия на морских путях противника, выполнение заданий всех видов разведки (в том числе и радиолокационного дозора) и обстрел реактивными ракетами любых целей противника.

В соответствии с вооружением подводные лодки подразделяются на ракетоносцы, ракетно-торпедные, торпедные, минно-торпедные и специального назначения — транспортные лодки, лодки радиолокационного дозора и пр.

Подводный флот России

В зависимости от водоизмещения подводные лодки делятся на подклассы: большие подводные лодки надводное водоизмещение составляет 23200 т (подводное — 48000 т), достигающие максимальной скорости хода 25 узл, оборудованные атомной силовой установкой, с неограниченным районом плавания, их подводная автономность достигает 60 суток, глубина погружения — до 450 м средние подводные лодки подводным водоизмещением до 1500 т и скоростью хода 15—20 узл, наконец малые подводные лодки подводного водоизмещения до 550 т. К этому подклассу относятся и карликовые подводные лодки водоизмещением до 3 т, используемые для диверсий в базах противника;

Линкоры

Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80000 т.

До конца второй мировой войны в составе боевых кораблей ВМС ведущих держав мира было такое судно, как линкор. Он отличался большим количествам орудий крупного калибра и мощной броневой защитой. Но со временем линкор показал свою несостоятельность поскольку был уязвим перед авиацией. После второй мировой ни один линкор не был построен.

 

Сравнительная таблица

Судно Водоизмещение Скорость Задачи
Корвет От 1,2 до 1,5 тыс. тонн 16-22 узлов
(30-41 км/ч)
Оборона береговых объектов или конвоя от надводных сил противник
Эсминец От 3 до 10 тыс. тонн ~32 узлов
(60 км/ч)
Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия
Фрегат До 4 тыс. тонн 29-32 узла
(55-60 км/ч)
Обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная защита кораблей
Крейсер Около 10 тыс. тонн До 32 узлов
(60 км/ч)
Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника
Авианосец От 30 до 100 тыс. тонн 24-29 узлов
(45-55 км/ч)
Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника
Подводная лодка От 3 до 48 тыс. тонн 15-25 узлов
(28-46 км/ч)
Боевые действия на морских путях противника, выполнение заданий всех видов разведки и обстрел реактивными ракетами
Линкор От 30 — более 80 тыс. тонн 19-32 узлов
(35-59 км/ч)

 

Корабли обеспечения

Военные-морские базы и порты, находящиеся на берегу при нынешних средствах поражения не способны быть устойчивой системой базирования флота. Более приспособленной к современным условиям можно считать систему подвижного базирования. В следствии с новой структурой военно-морских сил возникли корабли обеспечения, использующиеся для материально-технического обеспечения флота.

Современные виды военных кораблей: характеристики, сравнение

Основной задачей таких кораблей является обеспечение ударно-боевых судов, находящихся в открытом море, необходимыми средствами и оборудованием. К таким кораблям можно относить:

  • плавучие базы, направлены на обеспечение кораблей оружием и боеприпасами, запасными частями, горючим, водой, электроэнергией и прочим. Существует базы, занимающиеся обслуживанием:
    1. подводных лодок
    2. эскадренных миноносцев
    3. противоминных кораблей
    4. торпедных катеров
  • ремонтные средства, предназначены для ремонта систем корабля. Таких как вооружение, приборы управления стрельбой, двигателя, механизмы и элементы корпуса. Состоят из плавучих мастерских и плавучих доков;
  • суда снабжения, занимаются сопровождением боевых кораблей и снабжением их необходимыми ресурсами. Корабли снабжения можно разделить на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и специализированные корабли снабжения;
  • исследовательские корабли и аппараты, занимаются отработкой и испытанием новых корабельных техник и систем вооружения
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, можно разделить на спасательные корабли подводных лодок, надводные спасательные корабли, противопожарные суда и судоподъемные средства;
  • специальные корабли, испытывающие оружия обеспечения космических систем. Представляют собой мишени учебно-тренировочных стрельб по передвигающейся цели. Мишень может быть буксируемой и самоходной, управляемой по радио. Для последней также требуется корабль-водитель.;
  • учебные корабли, служат для тренировок личного состава судов и учебных отрядов.

Также обеспечением военно-морских баз и кораблей флота занимаются базовые плавучие средства ВМС, каждая из них выполняет определённую функцию: транспортировка ресурсов, снабжение кораблей топливом и водой, прокалывание льдов для передвижения судов и другие. К ним относятся ледоколы, буксиры, самоходные и несамоходные баржи, танкеры, водолеи и прочие виды плавучих установок.

Существуют страны, которые не имеют выхода к морю, но держат свой флот. Он обычно располагается в полноводных реках. К таким странам можно отнести Азербайджан, Боливия, Казахстан и некоторые другие страны.

Анатолий Гаркин

Ведущий конструктор, начальник электробюро по судостроению (электрочасть танкеров, сухогрузов, овощевозов), сопровождение строительства судов ОАО "Волгоградский судостроительный завод"

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

10 + пять =