Современные типы военных кораблей России: назначение, классификация

Устройство судна

Военные корабли все еще остаются важной составляющей вооружения любого крупного государства. Они четко отличаются друг от друга. Все военные корабли можно классифицировать, чтобы наглядно увидеть эту разницу. Однако стоит не забывать, что  у разных стран разная система классификации, из-за чего может возникнуть небольшая путаница.

История военных кораблей

На море люди вели военных действия еще во времена античного мира — об этом свидетельствуют многие исторические памятники. Разумеется, в древние время корабли были примитивными, однако с течением времени люди все больше и больше их совершенствовали.

В античное время также существовало деление военных кораблей. Так их основная масса, приспособленная для каботажного плавания, разделялась по количеству рядов весел. Затем появились парусные судна. Это послужило развитию кораблестроения и флота в целом.

К XVI веку в развитых странах начали строить более сложные, технически-продуманные корабли. Вскоре их начали делить на классы и ранги. В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна. Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в:

  • I ранг (около 100 орудий и больше);
  • II ранг (около 90 орудий);
  • III ранг (примерно 75) и т.д.

Всего существовало шесть рангов.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Со временем корабли стали еще сложнее и функциональнее. В современном мире существует множество разновидностей кораблей, в частности тех, которые приспособлены для военных целей.

Какие военные корабли  существуют в современном мире

К самым популярным видам военных кораблей относятся:

  • корветы;
  • фрегаты;
  • эсминцы;
  • крейсеры;
  • линкоры и т.д.

У каждого из них есть свои отличительные черты. Чтобы разобраться в них и понять, чем один корабль отличается от другого, нужно разобраться, что каждый из них собой представляет.

Корветы

Корветы — военные корабли, основная задача которых заключается в том, что они должны обеспечить противолодочную оборону конвоя или берегового объекта стратегического назначения.

У корветов достаточно богатая история. В Российской Империи они появились еще  в XVII веке. В то время корветом называли трехмачтовое судно, на котором в обязательном порядке должно было иметься прямое парусное вооружение и 20-30 орудий, расположенных на верхней палубе. Функция корветов заключалась в разведке и доставке секретной почты. С началом развития ракетного оружия корабли стали оборудоваться ракетными установками.

В современном мире корветы активно используются в армиях по всему миру, в том числе и в России.

Корвет "Сообразительный" проект 20380

Эсминцы

Эсминцы — это маневренные, быстрые боевые корабли, характеризующиеся высокой прочностью. Их предназначение — сопровождение и защита конвоя, крупных судов флота или боевых групп от мощных атак, имеющих ближний радиус действия. Первые эсминцы были разработаны в конце XIX века. Они предназначались для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.

Эсминцы более компактные, чем линкоры. Обычно они вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные эсминцы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну.

Эсминцы

Фрегаты

Фрегаты — военные корабли, предназначенные для охраны боевого флота и конвоя от легких надводных сил, а также подводных и воздушных сил противника в дальней морской зоне. Это большие противолодочные и сторожевые корабли дальней морской зоны, а также универсальные сторожевые единицы.

В России первые фрегаты появились во времена Петра I. С началом Второй мировой войны произошло изменение классификации боевых кораблей. По своему водоизмещению такие суда занимали промежуточное место между корветами и эскадренными миноносцами. Военная техника оснащалась противолодочным, мощным пушечным и зенитным оружием. Сегодня на вооружении России есть два типа сторожевых кораблей, которые относятся к фрегатам.

Фрегат "Адмирал Григорьевич" проект 11356

Крейсер

Крейсеры — это класс военных морских кораблей, они способны выполнять широкий спектр задач. Появились в XVII веке. Под словом крейсер подразумевалась боевая единица, которая действовала независимо от остального флота. Это скорее указывало на класс судна, чем на его конструктивные особенности и технические характеристики. В качестве крейсеров в то время использовали маленькие быстрые корабли. В XVIII веке крейсерами становятся фрегаты — быстрые и маневренные суда с небольшим количеством вооружения.

Современный крейсер — дорогостоящий продукт, который создается с помощью кораблестроительных, электронных и ракетных технологий. Такие корабли могут позволить себе только крупные государства, в частности России и США. Используются суда для борьбы с легкими силами флота противника и торговыми кораблями, а также в качестве обороны боевых соединений и конвоев.

Тяжелый авианесущий крейсер

 

Линкоры

Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в XX веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн. Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.

Линкор Севастополь 1909 года постройки

Авианосцы

Авианосцы — военные корабли, которые занимаются противолодочной и противовоздушной защитой морских соединений, воздушной поддержкой сухопутных операций, проходящих в прибрежной зоне. Также в их задачи входят завоевание локального превосходства в воздухе и разрушение противовоздушной обороны противника.

Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей в зависимости от класса составляет от 30 000 до 100 000 тонн.

Авианосцы активно используются во многих странах мира.

Сравнение авианосцев разных стран мира

Авианосцы предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов. В качестве оборонительного вооружения авианосцы оборудованы зенитной артиллерией малых и средних калибров, а также управляемым ракетным вооружением. Однако во второй половине 20-го века, в связи с развитием ракетного оружия, стратегическая значимость этих кораблей значительно снизилась.

Помимо перечисленных кораблей существуют так называемые корабли обеспечения. Они также относятся к военным кораблям. К данной категории относятся плавучие базы, ремонтные средства, суды снабжения, исследовательские корабли и аппараты,  корабли аварийно-спасательного обеспечения, состоящие из спасательных кораблей подводных лодок, надводных спасательных кораблей, противопожарных судов и судоподъемных средств и т.д.

Также на балансе у ВМС есть различные плавучие средства, такие как баржи или ледоколы.

Сравнение военных кораблей

Как видно из приведенных описаний, все военные корабли сильно отличаются между собой. Некоторые из них более мощные, другие уступают по мощности. Некоторые используются до сих пор, другие же уже стали историей.

Если проводить сравнение, можно выделить несколько четких отличительных характеристик:

  1. Самыми мощными военными кораблями являются авианосцы.
  2. В большинстве случаев фрегаты немного больше и быстрее корветов.
  3. Линкоры — самые медленные из всех военных кораблей, тогда как эсминцы и крейсеры — самые быстрые.
  4. Самые тяжелые военные корабли: авианосцы, эсминцы и крейсеры; самые легкие — корветы.

Сравнение типов современных военных кораблей

Сравнивать военные корабли между собой достаточно сложно, поскольку каждая модель имеет свои уникальные параметры. Однако общую закономерность выделить можно.

 

Классификация военных кораблей в России

В России все военные корабли классифицированы по рангам. Всего их четыре. Самые крупные и вооружённые корабли относятся к первому рангу, а самые малые — к четвертому.

К IV рангу относятся различные боевые катера и тральщики, чьё водоизмещение составляет от 100 до 500 тонн.

Интересный факт!  Боевые катера делятся на артиллерийские, ракетные и сторожевые. Каждый из них выполняет соответствующие функции.

К следующему, III рангу относятся корветы. Они также подразделяются  на артиллерийские, ракетные и десантные. Отдельные корветы также относятся к кораблям II ранга.

Также к кораблям данного ранга относятся фрегаты.

К I рангу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли: авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Также к первому рангу относится эскадренные миноносцы и десантные корабли.

Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования.

Важно! Подобного рода классификация характерна только для России. В каждой стране военные корабли могут делиться по-своему.

Все военные корабли отличаются между собой, они строго разделены и классифицированы в зависимости от своего размера и выполняемых функций. Важно понимать эти различия и не путать их друг с другом. Также необходимо знать саму систему классификации.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

3 − два =