Форштевень, сияющее продолжение киля, стремительно взмывающее вперед, формирует носовую водонепроницаемую оконечность корпуса судна. На этом важнейшем элементе судостроения упираются поясья наружной обшивки, все непрерывные палубы и продольные связи, придавая судну изящество и аристократичность. Форма форштевня, как правдивое лицо судна, в значительной степени влияет на его образ, придавая взлету «быстроходности». Но здесь лежит и дилемма — безопасность. Суда с выступающим форштевнем при столкновениях чаще образуют небольшие пробоины, но они ограничиваются водной гладью, что способствует защите и эффективности.
Типы штевней и особенности
Итак, давайте рассмотрим различные типы форштевней и их особенности.
- Брусковый штевень: Это самый старый и, в настоящее время, редко используемый тип форштевня. Он применяется в основном на небольших судах, таких как буксиры и рыболовные суда, обладающих брусковым килем. В этом случае брусковый штевень сваривается встык. Несмотря на свою устаревшую природу, он всё же обеспечивает надежное соединение между палубой и килем, что важно для судов с ледовыми подкреплениями.
- Литой штевень: В отличие от брускового, литой штевень обладает значительными преимуществами. Его форма поперечного сечения может быть подгонена под форму ватерлиний судна, благодаря чему уменьшается образование вихрей у форштевня. Этот тип штевня также снабжается продольными и поперечными ребрами жесткости для повышения прочности. Хвостовик литого штевня обеспечивает его соединение с горизонтальным килем, что способствует стабильности и надежности конструкции.
- Листовой форштевень: Также известный как сварной штевень, он состоит из отдельных листов, подгоняемых к форме ватерлиний с увеличением радиуса кривизны. Этот тип штевня встречается на крупных судах и судах с бульбовыми носами. Чтобы предотвратить деформации, листовой форштевень подкрепляется горизонтальными распорными листами, называемыми носовыми брештуками, которые связывают его с наружной обшивкой и стрингерами.
В случае с ледовыми подкреплениями листовой штевень обретает продольное ребро жесткости, чтобы стать неуязвимым в морозных играх.
Выбор того или иного форштевня зависит от назначения судна, его формы, а также от обстоятельств и опыта, ведь каждый из этих великолепных вариантов имеет свои преимущества и уникальные характеристики. Но что бы ни выбрал мореходец, он должен быть уверен, что встретит волны смело и с достоинством!
Ахтерштевень
Ахтерштевень, непременное продолжение киля в корме, представляет собой кормовую водонепроницаемую оконечность корпуса судна, на которой заканчиваются нижние поясья листов наружной обшивки. Этот существенный элемент судостроительства несет на себе ответственность не только за опору руля, но и, в случае одновинтовых судов, за гребной вал. Ахтерштевень, будучи связующим звеном, призван обеспечить прочность судна, однако в то же время подвержен могущественным нагрузкам, возникающим от усилий на руле и вибрации, порождаемой вращением судового гребного винта. Форма ахтерштевня зависит от типа судна и количества установленных винтов, а также от характеристик его руля.
В контексте двухвинтовых судов, ахтерштевень несет важнейшую функцию, связанную с размещением руля. Материалом для его изготовления обычно служат полосовая сталь или стальное литье, в более редких случаях — листовая сталь. Если выбор падает на полосовую сталь, то к вертикальной части, так называемому рудерпосту, обычно приваривают петли, чтобы на них удерживать руль. А вот стальной литой ахтерштевень обладает V-образным поперечным сечением.
Задачей предподнятого перехода киля в штевень является предотвращение разрушающих нагрузок при доковании или столкновении с дном. Литой штевень соединен с плоским килем посредством подошвы, которая, в частности, у узких судов проводится далеко в нос, перед тем как перейти в плоский киль. В случае, если ахтерштевень двухвинтового судна изготовлен из листовой стали, его поперечное сечение (длина и ширина) приспосабливается к линиям тока воды и форме кормовой оконечности судна. Дополнительной поддержкой для ахтерштевня служат горизонтальные брештуковые стойки, установленные в соответствии со стрингерами кормовой оконечности, а также вертикальные листы в диаметральной плоскости.
Не менее значимым является роль ахтерштевня на одно- и трехвинтовых судах, где он выполняет функцию несущего элемента как для руля, так и для среднего гребного вала у трехвинтовых судов. В связи с тем, что руль всегда находится позади винта, штевень разделяется на две части: старн-пост, сквозь который проходит гребной вал, и рудерпост, на который крепится руль. Окончание подошвы ахтерштевня в корму выполняет также роль нижней опоры руля в отсутствие рудерпоста. Подошва штевня позади старн-поста немного приподнята, чтобы предотвратить воздействие разрушающих нагрузок на нее и, соответственно, на руль, возникающих при дифференте на корму
Кованый ахтерштевень
Кованый ахтерштевень — изысканное решение, свойственное лишь небольшим судам, характеризуется уникальными прямоугольными поперечными сечениями. Его подошва великовата, обусловлено не только собственным весом руля, но и значительным боковым давлением на него. Верхний конец рудерпоста оборудован фланцем и соединен с поперечным набором судна и транцем листом.
Что касается старн-поста, то на крупных судах второй прилив часто выравнивается с кормовой кромкой яблока ахтерштевня. Однако, современный прогресс нерушимо выбивает из сознания кованый штевень, заменяя его более практичным литым вариантом, предлагая упрощенную изготовку и адаптированные поперечные сечения под линии тока воды и локальные нагрузки. Мощные усиления достигаются благодаря ребристым конструкциям или расширению поперечного сечения.
Переход к килевой части включает наличие поперечных ребер, каждое из которых связано с флорами посредством сварки. По кормовым конструктивным связям литой штевень усилен горизонтальными ребрами жесткости, а его листовое соединение обеспечивает идеальное гармоничное примыкание. Т
Поперечное сечение старн-поста литого ахтерштевня принимает форму U, V или трапеции. Но не стоит забывать и о сварном ахтерштевне — варианте, воплощающем в себе новаторские идеи. Сам по себе он конструктивно и внешне соответствует литому штевню. За его надежность отвечают специальные распорки и ребра, приваренные к штевню, делая его жестким и надежным. А подошва, выполненная в виде коробчатой балки с тремя полками, демонстрирует замечательную устойчивость к кручению благодаря поперечным полкам.