Гибель судна на воде происходит из-за поступления ее через пробоины, трещины. Это приводит к выходу из строя оборудования и уменьшению стойкости и плавучести. Для предотвращения поступления забортной воды в трюм судна составом судна проводится комплекс мер в борьбе за непотопляемость судна.
А именно совокупность действий в случае проникновения воды, которые направлены на восстановление плавучести.
Борьба за плавучесть
Борьба личного состава судна за плавучесть — это порядок действий членов экипажа, под четким руководством капитана, а также принятие мер по устранению повреждений и маневрированию корабля, и выравниванию судна на воде.
При ведении борьбы за живучесть действия личного состава должны быть направлены на сохранение и восстановление непотопляемости судна.
В комплекс мер по борьбе за непотопляемость судна входит:
- Предотвращение затопления
- Борьба с распространением воды
- Постановка пластыря
- Постановка цементного ящика
- Устранение мелких повреждений и трещин
Важно! Нарушение герметичности судна и поступление воды в его отсеки приводит к изменению поведения судна: снижается поперечная остойчивость. Как следствие оно может накрениться и опрокинуться, если крен будет слишком большим. Поэтому очень важно правильно расположить направление судна относительно волн.
Аварийные материалы на судне
С целью устранения водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами согласно нормам Регистра РФ, в зависимости от длины и назначения судна.
Аварийные материалы — это пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На суднах длинной более 70 метров требуется дополнительное водолазное снаряжение, а также сварочный аппарат.
Все аварийные материалы окрашивают в синий цвет, либо полностью, либо полосой. Тара для хранения предметов аварийного снабжения также должна быть окрашена синей краской (либо полностью, либо полосой) и иметь четкую надпись, состоящую из наименования материала, его массы и допустимого срока хранения.
Снабжение хранится в отведенных для них тарах и помещениях. На судне должно быть два поста с аварийным снабжением: один из них в машинном отделении. У аварийных постов четкие надписи «Аварийный пост». Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.
Аварийное снабжение разрешено использовать для прямого назначения или при проведении учений по устранению водотечности. Каждый месяц каждый инвентарь и материал проходит проверку на наличие и пригодность. Результат таких проверок отправляется на доклад старшему помощнику. Старший помощник также самолично проводит проверку аварийного снабжения один раз в три месяца. О чем ведется журнал на судне.
Причины появления водотечности судна
Есть несколько причин проникновения забортной воды в трюма судна: столкновение о суда, причал или глыбу льда, касание грунта, появление отверстий в результате воздействия коррозии на корпус судна, действия экипажа. Также появление воды может быть свидетельством течи в трубопроводе.
Для того чтобы контролировать поступление воды в трюм личным составом производится регулярный замер уровня воды. Как правило, это осуществляется с помощью специальных датчиков. Но на борту некоторых судов, его определяют вручную футштоком через льяльные колодцы.
Льяльные колодцы — углубления для сбора воды, которые расположены по углам отсеков. Если проверить уровень невозможно, то составом осуществляется контрольная откачка воды. Вне аварийной обстановки замеры уровня воды производятся один раз в 4-6 часов.
Признаки поступления воды в отсеки судна:
- Шум воды
- Шум воздуха, выходящего из отверстий главной палубы
- Отпотевание затопленного отсека
- Глухой звук от удара корпуса
- Фильтрация воды.
Действия личного состава при обнаружении водотечности судна
В случае обнаружения воды в отсеках судно первым делом объявляется общесудовая тревога с помощью аварийной системы оповещения, за которую отвечает вахтенный помощник. Капитан судна производит дальнейшие меры по организации борьбы за непотопляемость судна. Дается команда выявить места, размеры и характер повреждений с целью выработки тактики по их ликвидации. При этом непосредственно действиями личного состава судна руководит старший помощник.
Каждый член экипажа обязан:
- Немедленно доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику об обнаружении повреждений корпуса.
- Уточнить место пробоины, размеры, характер повреждения.
- Приступить к заделке обнаруженной водотечности, если это возможно.
По общесудовой тревоге, при затоплении водой какого-либо из отсеков судна:
- Ходовая вахта задраивает все водонепроницаемые закрытия, имеющие дистанционные управления с Командного центра (ГКП).
Важно! Во время обследования отсеков на предмет протечек, запрещено открывать водонепроницаемые перекрытия или ослаблять их пока начальник аварийной партии не убедится в безопасности действия.
После обнаружения места повреждения в первую очередь обесточивается отсек, в котором есть это повреждение. При возможности члены экипажа обязаны устранить повреждения. Если это сделать не представляется возможным, то принимается решение покинуть затопляемый отсек и загерметизировать его. Такое действие создаст воздушную подушку и остановит дальнейшее поступление воду в трюм судна.
Общие положения
При организации борьбы за плавучесть судна могут привлекаться не только члены экипажа, но и пассажиры. Все меры строго регламентированы соответствующими документами.
В случае обнаружения протечки формируются аварийные партии в зависимости от численности штатного экипажа: кормовая, носовая, группа машинного отделения. Их количество может меняться на усмотрение капитана в связи с конструктивными особенностями судна.
Кроме них на затопляемом корабле могут создаваться: пост медицинской помощи, группа по безопасности и проведения эвакуации (при необходимости), группа по подготовке спасательных средств.
В случае если судно находится на стоянке у причала, формируется стояночная партия, из тех членов команды, которые не ушли в увольнение. Численность такой группы составляет 1/3 или 1/5 всего состава экипажа.
Аварийные партии призваны решать такие задачи как: организация эвакуации пассажиров и членов экипажа, вынос раненых, оказание первой медицинской помощи, пожаротушение, заделка пробоин, откачка воды из затопленных отсеков, борьба с задымлением, герметизация судна.
Постановка пластыря
Одним из способов устранения повреждений в корпусе судна является установка мягкого пластыря. В аварийном снабжении корабля присутствуют несколько видов пластырей:
- кольчужный пластырь — предназначен для судов длиной более 150 м, имеет стандартные размеры 4,5×4,5 или 3,0×3,0 м, усиленную прочность и карманы для установки ребер жёсткости;
- облегчённый пластырь — предназначен для судов от 70 до 150 м, стандартный размер 3,0×3,0 м;
- шпигованный пластырь — предназначен для судов от 24 до 70 м, стандартный размер 2,0×2,0 м;
- учебный пластырь или пластырь Макарова — применяется на всех судах в качестве учебного, но может применяться в необходимых случаях для заделки пробоин, размер 2,0×2,0 м;
- деревянный пластырь с мягкими бортами — предназначен для заделки малых и средних пробоин на плоских и имеющих малую кривизну участках обшивки, стандартные размеры 55x250x250 мм и 125x400x600 мм, в случае необходимости деревянные пластыри изготовляются по месту непосредственно на борту судна.
Перед установкой пластыря на корпусе судна мелом отмечают границы его расположения. После чего заводят подкильные концы с носа судна, этот процесс является самым трудоемким и долгим. Концы заводят с обоех сторон пробоины. В то же время необходимо установить пластырь. При этом судно должно стоять на месте. Подкильные концы с помощью скоб присоединяют к коушам в нижних углах пластыря (на кольчужном пластыре три, на всех остальных типах пластырей по два подкильных конца). Пластырь разворачивают и постепенно спускают за борт, присоединив к верхней шкаторине шкоты и контрольный штерт. На боковых шкаторинах кольчужного и облегченного пластырей дополнительно крепятся оттяжки. По мере опускания пластыря обтягивают с противоположного борта подкильные концы. Когда пластырь, согласно показаниям контрольного штерта, будет опущен на заданную глубину, шкоты закрепляют, а подкильные концы с противоположного борта обтягиваются втугую хват-талями или через канифас-блоки, заводятся на близко расположенные лебедки и обтягиваются с их помощью. Чтобы предохранить подкильные концы от повреждений при обтяжке, рекомендуется подкладывать под них на крутых изгибах бревна или доски.
Важно! Во время установки (заводки) пластыря судно должно стоять на месте.
Постановка цементного ящика
Это способ устранения повреждений весьма герметичный и долговечный. С помощью постановки бетонного ящика устраняют протечки, в том числе те, где другие методы не справляются: труднодоступные места, после посадки на каменистый грунт. Прочие заделки могут лишь частично восстановить повреждение, в то время как бетонирование обеспечивает полную герметичность. Еще одним преимуществом бетонирования является возможность проведения работ как в осушенном, так и в затопленном отсеке.
Для постановки бетонного ящика применяют цемент определенных марок, воду и заполнителей. Для более быстрого затвердевания бетонной смеси в нее добавляют один из следующих элементов:
- От десяти до пятнадцати процентов от объема добавляемой воды жидкого стекла.
- От двух до десяти процентов хлористого кальция
- 5-6 процентов технической соды
- 1-1,5 процента технической соляной кислоты.
Добавление одной из этих смесей сокращает время на затвердевание бетона до двух раз.
Обратите внимание! При проведении работ в затопленном отсеке используют специальный цемент. При затвердевании его температура может повышаться до ста градусов по Цельсию, что делает его устойчивым к холодной воде.
Мелкие повреждения внутри судна
Мелкие повреждения внутри судна заделываются с использованием клиньев, подушек из пакли, мастик, смазок, жестких пластырей, деревянных щитов.
Самой сложной процедурой является установка жесткого пластыря на пробоине. Непрерывный поток поступающей внутрь воды отжимает пластырь от места повреждения, это требует применение значительных сил и мастерства личного состава. Жесткий пластырь изначально накладывается выше пробоины и затем сдвигается вниз, закрывая ее постепенно. После чего его удерживают упором, чтобы окончательно закрепить болты. Если напор воды слишком большой, до применения жесткого пластыря команда производит установку мягкого пластыря снаружи.
При заделывании трещины клиньями учитывается ее толщина. В самую толстую часть забиваются клинья побольше, затем по меньше в более узкую часть. Самые узкие места, а также пространство между клиньями заделываются паклей. Все клинья перед забиванием также обрабатывают просмоленной паклей. Такой метод более применим, если трещина имеет вогнутые внутрь края.
Спрямление судна
Все действия по выравниванию судна производят в определенном порядке:
- Остановить перемещение грузов на поврежденный борт
- Откачать воду из помещений с большими свободными поверхностями
- Осушить поврежденные и смежные с ними отсеки
- Переместить сверху вниз или удалить за борт тяжелые грузы
- Провести балластировку судна
Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что спрямление необходимо проводить только при положительной остойчивости аварийного судна. Уменьшение крена следует проводить по этапам до 5°, с целью недопущения переваливания судна на другой борт. Продольное спрямление (уменьшение дифферента) аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно — для обеспечения хода и управляемости судна, а также, если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголение винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за углом крена, не допуская его увеличения.