Рангоут
Рангоут (от голландского rondhout — круглое дерево) — это общее название для мачт, рей, бушпритов — то есть несущих паруса и снасти элементов яхты.
Само название говорит, что традиционно рангоут делался из древесины (обычно из ели), но в современных парусных судах он повсеместно вытеснен более легкими и прочными материалами — алюминием или его сплавами, пластиком, углеволокном и т.п.
Основные виды рангоута на современных яхтах:
- Мачта
- Гик
- Краспица
Яхты и другие парусные суда традиционной постройки могут также содержать такие виды рангоута:
- Бушприт
- Гафель
- Рей
- Стеньга
- Марс
- Салинг
Рассмотрим все эти виды подробнее.
Мачта
Мачты — вертикально стоящий, основной рангоут любого парусного судна, несущий основную нагрузку при движении под парусом. Поэтому являются самыми тяжелыми и прочными. Большинство доступных мачт делаются из алюминиевых сплавов путем штамповки в целях создания специального профиля, обеспечивающего максимальную прочность мачты и, что немаловажно, определенную аэродинамику для снижения воздушного сопротивления при движении.
Верх мачты называется топом, основание — шпором.
Исторически мачты проходили сквозь палубу и ставились на специальное основание над килем — степс. В таком случае отверстие в палубе называлось пяртнерсом. Из-за постоянного «хода» мачты под действием нагрузки, необходимо было организовывать средства для повышения герметичности пяртнерса — иначе брызги от волн и дождя попадали внутрь корпуса. Также в сложных погодных условиях мачта могла элементарно сломать палубу, перенося на нее сильные нагрузки при движении.
В современных яхтах мачта может быть установлена сразу на усиленную палубу, то есть степс расположен над ней, а пяртнерс отсутствует. Это снимает многие вопросы, но требует расчётов и специальных подходов для снижения статической и динамической нагрузки, передающейся с мачты на палубу.
Обычно в местах расположения мачт находятся самые прочные, усиленные или рамные шпангоуты.
Внутри мачты располагаются снасти, удерживающие паруса сверху (например, фалы), а также электропроводка для ходовых огней, антенн, сенсора ветроуказателя или радара.
Гик
Гик — горизонтальный рангоут, расположенный внизу мачты. Используется для натяжения основного паруса — грота, а также для управления им.
Конец гика, который крепится к мачте, называется пяткой, а противоположный, свободный — ноком. Пятка крепится к мачте подвижно, с помощью вертлюга, что позволяет двигаться гику в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Как и в мачте, внутри гика проводятся снасти, используемые для регулирования его положения и настройки грота.
Краспицы
Краспицы — распорки, расположенные на мачте в плоскости шпангоута и, реже, в диаметральной. Они предназначены для того, чтобы разнести ванты в стороны, обеспечивая необходимое и устойчивое положение мачты без лишних прогибов под действием сил ветра и волн.
Бушприт
Бушприт — рангоут в носу мачты, расположенный горизонтально или под небольшим углом вверх. Он используется для того, чтобы вынести вперед центр парусности яхты, а значит улучшить ее маневренные характеристики.
Носовой, свободный конец бушприта называется ноком, как у гика. Задний (прикрепляемый к корпусу) конец называется шпором, как у мачты.
При наличии бушприта, штаг, а также такелаж стакселей и кливеров располагается на ноке. Для прочного крепления бушприта используются элементы дополнительного такелажа — бакштагами и ватерштагами.
Гафель
Гафель — диагональный раногут на верху мачты, предназначенный для растягивания и удержания верхней шкаторины четырехугольных парусов — триселей (гафельных гротов) и топселей.
Названия оконечностей гафеля совпадают с названиями у гика. Свободный (кормовой) называется ноком, а носовой конец, которым он упирается в мачту — пяткой.
Рангоут больших парусников
Ниже для общей информации перечислен рангоут больших парусников:
- Рей — горизонтальный рангоут для несения прямых парусов
- Стеньга — продолжение мачты, выполненное отдельным брусом. Использовалось в основном на деревянных мачтах, чтобы снять ограничения длины стволов деревьев.
- Салинг— конструкция для соединения мачт и стеньг, состоящая из продольных и поперечных брусьев.
- Марс — площадка над салингом для наблюдения и технологических работ
Стоячий такелаж
Стоячий такелаж — это снасти, которые удерживают рангоут в неподвижном положении, и который почти не регулируется экипажем во время плавания, за исключением тонкой настройки — например, во время гонок. Он отсутствует только на самых простых, небольших парусных судах с вооружением типа кэт. На современных яхтах стоячий такелаж обычно выполнен стальными тросами.
К такому рангоуту в первую очередь относится мачта. Стоячий такелаж для нее — это штаг и ахтерштаг, ванты, а также бакштаги.
Штаг и ахтерштаг
Штаг удерживает мачту с носа. Поэтому его иногда называют в переводных изданиях форштагом, хотя этот термин не соответствует отечественной традиции. Ахтерштаг удерживает мачту с кормы. Таким образом, штаг и ахтерштаг, располагаясь в диаметральной плоскости, не дают ей упасть вперед или назад. Штагов и ахтерштагов может быть несколько.
Ванты
Для удержания мачты в плоскости шпангоута используются ванты, располагаясь с каждого борта. Как и для штагов, на каждом борту может быть несколько вант, прикрепляемых на разной высоте мачты в целях придания дополнительной прочности. Тогда самые верхние ванты называют топ-вантами, а самые нижние — основными вантами.
Бакштаги
На яхтах старой постройки, например на яхтах Л-6 также встречаются бакштаги — они проводятся от вершины мачты в корму и на каждый борт, примерно под углом 10-15º к диаметральной плоскости, т.е. это нечто среднее между ахтерштагом и вантами. При этом в зависимости от галса, один бакштаг может отдаваться, а другой выбираться с помощью специальных лебедок или рычажных приспособлений, чтобы не мешать гроту. Строго говоря, бакштаги – не стоячий такелаж, но бегучим их назвать тоже нельзя.
Стоячий такелаж крепится к корпусу судна с помощью специальных оковок — вант-путенсов и штаг-путенсов. При этом натяжение тросов и, соответственно, необходимый изгиб мачты, поддерживаются с помощью талрепов. Их необходимо периодически (как минимум в начале каждого сезона) проверять, смазывать и зачехлять для защиты от коррозии.
Бегучий такелаж
Бегучий такелаж — снасти, предназначенные для управлением парусами и положением рангоута, то есть то, с чем взаимодействует экипаж в процессе плавания для настройки парусов под ветер с учетом необходимого направления движения судна.
На яхте бегучий такелаж представлен в основном следующими снастями, условно в порядке приоритетов:
- Шкоты
- Фалы
- Брасы
- Топенанты
Шкоты
Шкоты — служат для управления парусами. В случае стандартного бермудского шлюпа можно сказать о двух основных видах шкотов — стаксель-шкоты для управления стакселем и гика-шкот — для управления гиком и гротом.
Стаксель-шкоты одним концом крепятся к шкотовому углу стакселя, а другим направляются в кокпит к лебедкам.
Гика-шкот – крепится к гику с одной стороны, и к блоку на погоне гика-шкота. С помощью него задается угол гика по отношению к диаметральной плоскости судна.
Фалы
Фалы удерживают паруса на мачте — одним концом они крепятся к фаловому углу паруса, далее пропускаются через мачту вниз и там удерживаются на лебедке и утке.
Брасы
Брасы предназначены для поворота паруса в горизонтальной плоскости. В случае типового бермудского шлюпа брасы используются только для управления спинакером — они крепятся к спинакер-гику и далее пропускаясь через систему блоков, удерживаются на руках.
Топенанты
Топенанты — снасти, удерживающие рангоут сверху. На яхтах удерживают гик и спинакер-гик — причем для гика топенант используется, когда парус не установлен, и перед установкой грота травится.
Дельные вещи
Дельные вещи (от нидерландского deel — часть) — различные вспомогательные детали и приспособления на судне, большая из которых предназначены на судне для проводки и удержания такелажа. Также к дельным вещам относят иллюминаторы, горловины, крышки люков и т.п.
Рассмотрим дельные вещи, связанные с такелажом.
Утка — основная дельная вещь, предназначенная для закрепления бегучего такелажа и швартовных концов. Ранее части утки делались из дерева, сейчас в основном встречаются цельнометаллические литые утки. Устанавливаются на палубе, на крыше надстройки, на мачтах.
Кнехт — парная металлическая тумба с общим основанием, с той же задачей, что и у утки — закреплять бегучий такелаж и швартовные. Тумбы имеют утолщение (шляпку) наверху для предотвращения соскальзывания концов, также часто имеют горизонтальную поперечину между тумбами, выступающую по бокам, делая кнехт еще более похожим на утку. К слову, разделение на утки и кнехты произошло только в 19 веке.
Битенг — одиночная тумба, часто с поперечиной, для удержания на нем буксирных и швартовных концов. Обычно устанавливается в диаметральной плоскости на носу судна. Битенг имеет усиленное крепление к корпусу судна, чтобы выдержать большие нагрузки при буксировке. Изначально делался из деревянного столба, проходящего сквозь корпус до киля, в настоящее время деревянные битенки вытеснены стальными, прочно устанавливаемыми на палубе с усилением под ней.
Клюз — отверстие в палубе для пропускания и задания направления швартовым, буксирным канатам или якорной цепи, с защитой от перетирания. В качестве дельной вещи клюзом является непосредственно металлическая окантовка этого отверстия, защищающая и канаты, и корпус. Обычно круглой или вытянутой овальной формы.
Полуклюз — открытый с одной стороны вариант клюза с теми же задачами. Позволяет пропустить закрепленный с обоих сторон конец и задать ему направление со снижением риска перетирания. У полуклюзов всегда есть риск выскальзывания конца при изменении направления нагрузки. В целях снижения риска на полуклюзах делаются специальные направляющие, которые удерживают конец под нагрузкой (т.е. выскочить он может только при ослаблении).
Киповая планка — литая дельная вещь, схожая с полуклюзом и для тех же задач. Устанавливается на палубах в случае отсутствия фальшборта. Может содержать несколько вертикальных роульсов для снижения трения снастей.
Талреп — дельная вещь для натяжения стоячего такелажа, лееров и т.п. Обычно представляет собой два болта с кольцами (обухи) или другими механизмами крепления к ним снастей, вставленных в металлическую рамку с двух сторон. Болты делаются с разнонаправленной резьбой, что позволяет, вращая рамку, увеличивать или уменьшать расстояние между ними, а значит и обеспечивать необходимое натяжение тросов.
Обух — болт с металлическим кольцом вместо головки на конце для крепления к нему снастей.
Рым — металлическое кольцо, продетое в закрепленный обух. Предназначено для закрепления к нему снастей такелажа, швартовых и так далее. Присутствует как на яхтах, так и на причальных сооружениях.