Рангоут и такелаж

Устройство судна

Рангоут

Рангоут (от голландского rondhout — круглое дерево) — это общее название для мачт, рей, бушпритов — то есть несущих паруса и снасти элементов яхты.

Само название говорит, что традиционно рангоут делался из древесины (обычно из ели), но в современных парусных судах он повсеместно вытеснен более легкими и прочными материалами — алюминием или его сплавами, пластиком, углеволокном и т.п.

Основные виды рангоута на современных яхтах:

  • Мачта
  • Гик
  • Краспица

Яхты и другие парусные суда традиционной постройки могут также содержать такие виды рангоута:

  • Бушприт
  • Гафель
  • Рей
  • Стеньга
  • Марс
  • Салинг

Рассмотрим все эти виды подробнее.

Мачта

Мачты — вертикально стоящий, основной рангоут любого парусного судна, несущий основную нагрузку при движении под парусом. Поэтому являются самыми тяжелыми и прочными. Большинство доступных мачт делаются из алюминиевых сплавов путем штамповки в целях создания специального профиля, обеспечивающего максимальную прочность мачты и, что немаловажно, определенную аэродинамику для снижения воздушного сопротивления при движении.

Верх мачты называется топом, основание — шпором.

Исторически мачты проходили сквозь палубу и ставились на специальное основание над килем — степс. В таком случае отверстие в палубе называлось пяртнерсом. Из-за постоянного «хода» мачты под действием нагрузки, необходимо было организовывать средства для повышения герметичности пяртнерса — иначе брызги от волн и дождя попадали внутрь корпуса. Также в сложных погодных условиях мачта могла элементарно сломать палубу, перенося на нее сильные нагрузки при движении.

В современных яхтах мачта может быть установлена сразу на усиленную палубу, то есть степс расположен над ней, а пяртнерс отсутствует. Это снимает многие вопросы, но требует расчётов и специальных подходов для снижения статической и динамической нагрузки, передающейся с мачты на палубу.

Обычно в местах расположения мачт находятся самые прочные, усиленные или рамные шпангоуты.

Внутри мачты располагаются снасти, удерживающие паруса сверху (например, фалы), а также электропроводка для ходовых огней, антенн, сенсора ветроуказателя или радара.

Гик

Гик — горизонтальный рангоут, расположенный внизу мачты. Используется для натяжения основного паруса — грота, а также для управления им.

Конец гика, который крепится к мачте, называется пяткой, а противоположный, свободный — ноком. Пятка крепится к мачте подвижно, с помощью вертлюга, что позволяет двигаться гику в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Как и в мачте, внутри гика проводятся снасти, используемые для регулирования его положения и настройки грота.

Краспицы

Краспицы — распорки, расположенные на мачте в плоскости шпангоута и, реже, в диаметральной. Они предназначены для того, чтобы разнести ванты в стороны, обеспечивая необходимое и устойчивое положение мачты без лишних прогибов под действием сил ветра и волн.

Бушприт

Бушприт — рангоут в носу мачты, расположенный горизонтально или под небольшим углом вверх. Он используется для того, чтобы вынести вперед центр парусности яхты, а значит улучшить ее маневренные характеристики.

Носовой, свободный конец бушприта называется ноком, как у гика. Задний (прикрепляемый к корпусу) конец называется шпором, как у мачты.

При наличии бушприта, штаг, а также такелаж стакселей и кливеров располагается на ноке. Для прочного крепления бушприта используются элементы дополнительного такелажа — бакштагами и ватерштагами.

Гафель

Гафель — диагональный раногут на верху мачты, предназначенный для растягивания и удержания верхней шкаторины четырехугольных парусов — триселей (гафельных гротов) и топселей.

Названия оконечностей гафеля совпадают с названиями у гика. Свободный (кормовой) называется ноком, а носовой конец, которым он упирается в мачту — пяткой.

Рангоут больших парусников

Ниже для общей информации перечислен рангоут больших парусников:

  • Рей — горизонтальный рангоут для несения прямых парусов
  • Стеньга — продолжение мачты, выполненное отдельным брусом. Использовалось в основном на деревянных мачтах, чтобы снять ограничения длины стволов деревьев.
  • Салинг— конструкция для соединения мачт и стеньг, состоящая из продольных и поперечных брусьев.
  • Марс — площадка над салингом для наблюдения и технологических работ

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж — это снасти, которые удерживают рангоут в неподвижном положении, и который почти не регулируется экипажем во время плавания, за исключением тонкой настройки — например, во время гонок. Он отсутствует только на самых простых, небольших парусных судах с вооружением типа кэт. На современных яхтах стоячий такелаж обычно выполнен стальными тросами.

К такому рангоуту в первую очередь относится мачта. Стоячий такелаж для нее — это штаг и ахтерштаг, ванты, а также бакштаги.

Штаг и ахтерштаг

Штаг удерживает мачту с носа. Поэтому его иногда называют в переводных изданиях форштагом, хотя этот термин не соответствует отечественной традиции. Ахтерштаг удерживает мачту с кормы. Таким образом, штаг и ахтерштаг, располагаясь в диаметральной плоскости, не дают ей упасть вперед или назад. Штагов и ахтерштагов может быть несколько.

Ванты

Для удержания мачты в плоскости шпангоута используются ванты, располагаясь с каждого борта. Как и для штагов, на каждом борту может быть несколько вант, прикрепляемых на разной высоте мачты в целях придания дополнительной прочности. Тогда самые верхние ванты называют топ-вантами, а самые нижние — основными вантами.

Бакштаги

На яхтах старой постройки, например на яхтах Л-6 также встречаются бакштаги — они проводятся от вершины мачты в корму и на каждый борт, примерно под углом 10-15º к диаметральной плоскости, т.е. это нечто среднее между ахтерштагом и вантами. При этом в зависимости от галса, один бакштаг может отдаваться, а другой выбираться с помощью специальных лебедок или рычажных приспособлений, чтобы не мешать гроту. Строго говоря, бакштаги – не стоячий такелаж, но бегучим их назвать тоже нельзя.

 

Стоячий такелаж крепится к корпусу судна с помощью специальных оковок — вант-путенсов и штаг-путенсов. При этом натяжение тросов и, соответственно, необходимый изгиб мачты, поддерживаются с помощью талрепов. Их необходимо периодически (как минимум в начале каждого сезона) проверять, смазывать и зачехлять для защиты от коррозии.

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж — снасти, предназначенные для управлением парусами и положением рангоута, то есть то, с чем взаимодействует экипаж в процессе плавания для настройки парусов под ветер с учетом необходимого направления движения судна.

На яхте бегучий такелаж представлен в основном следующими снастями, условно в порядке приоритетов:

  1. Шкоты
  2. Фалы
  3. Брасы
  4. Топенанты

Шкоты

Шкоты — служат для управления парусами. В случае стандартного бермудского шлюпа можно сказать о двух основных видах шкотов — стаксель-шкоты для управления стакселем и гика-шкот — для управления гиком и гротом.

Стаксель-шкоты одним концом крепятся к шкотовому углу стакселя, а другим направляются в кокпит к лебедкам.

Гика-шкот – крепится к гику с одной стороны, и к блоку на погоне гика-шкота. С помощью него задается угол гика по отношению к диаметральной плоскости судна.

Фалы

Фалы удерживают паруса на мачте — одним концом они крепятся к фаловому углу паруса, далее пропускаются через мачту вниз и там удерживаются на лебедке и утке.

Брасы

Брасы предназначены для поворота паруса в горизонтальной плоскости. В случае типового бермудского шлюпа брасы используются только для управления спинакером — они крепятся к спинакер-гику и далее пропускаясь через систему блоков, удерживаются на руках.

Топенанты

Топенанты — снасти, удерживающие рангоут сверху. На яхтах удерживают гик и спинакер-гик — причем для гика топенант используется, когда парус не установлен, и перед установкой грота травится.

Дельные вещи

Дельные вещи (от нидерландского deel — часть) — различные вспомогательные детали и приспособления на судне, большая из которых предназначены на судне для проводки и удержания такелажа. Также к дельным вещам относят иллюминаторы, горловины, крышки люков и т.п.

Рассмотрим дельные вещи, связанные с такелажом.

Утка — основная дельная вещь, предназначенная для закрепления бегучего такелажа и швартовных концов. Ранее части утки делались из дерева, сейчас в основном встречаются цельнометаллические литые утки. Устанавливаются на палубе, на крыше надстройки, на мачтах.

Кнехт — парная металлическая тумба с общим основанием, с той же задачей, что и у утки — закреплять бегучий такелаж и швартовные. Тумбы имеют утолщение (шляпку) наверху для предотвращения соскальзывания концов, также часто имеют горизонтальную поперечину между тумбами, выступающую по бокам, делая кнехт еще более похожим на утку. К слову, разделение на утки и кнехты произошло только в 19 веке.

Битенг — одиночная тумба, часто с поперечиной, для удержания на нем буксирных и швартовных концов. Обычно устанавливается в диаметральной плоскости на носу судна. Битенг имеет усиленное крепление к корпусу судна, чтобы выдержать большие нагрузки при буксировке. Изначально делался из деревянного столба, проходящего сквозь корпус до киля, в настоящее время деревянные битенки вытеснены стальными, прочно устанавливаемыми на палубе с усилением под ней.

Клюз — отверстие в палубе для пропускания и задания направления швартовым, буксирным канатам или якорной цепи, с защитой от перетирания. В качестве дельной вещи клюзом является непосредственно металлическая окантовка этого отверстия, защищающая и канаты, и корпус. Обычно круглой или вытянутой овальной формы.

Полуклюз — открытый с одной стороны вариант клюза с теми же задачами. Позволяет пропустить закрепленный с обоих сторон конец и задать ему направление со снижением риска перетирания. У полуклюзов всегда есть риск выскальзывания конца при изменении направления нагрузки. В целях снижения риска на полуклюзах делаются специальные направляющие, которые удерживают конец под нагрузкой (т.е. выскочить он может только при ослаблении).

Киповая планка — литая дельная вещь, схожая с полуклюзом и для тех же задач. Устанавливается на палубах в случае отсутствия фальшборта. Может содержать несколько вертикальных роульсов для снижения трения снастей.

Талреп — дельная вещь для натяжения стоячего такелажа, лееров и т.п. Обычно представляет собой два болта с кольцами (обухи) или другими механизмами крепления к ним снастей, вставленных в металлическую рамку с двух сторон. Болты делаются с разнонаправленной резьбой, что позволяет, вращая рамку, увеличивать или уменьшать расстояние между ними, а значит и обеспечивать необходимое натяжение тросов.

Обух — болт с металлическим кольцом вместо головки на конце для крепления к нему снастей.

Рым — металлическое кольцо, продетое в закрепленный обух. Предназначено для закрепления к нему снастей такелажа, швартовых и так далее. Присутствует как на яхтах, так и на причальных сооружениях.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

15 − пять =