Качка на судне: виды, резонансная, слэмминг, брочинг

Виды качки судна Управление судном

Качка и ее виды

Качка — колебательные движения судна относительно положения равновесия.

Основной причиной качки является волнение, но также она может быть вызвана ветром, раскачивание возможно при буксировке другим судном, или при перемещениях пассажиров или экипажа.

Негативными последствиями качки являются потеря скорости, остойчивости с риском переворачивания судна, а также повышенная нагрузка и, как следствие, износ рангоута и такелажа.

Виды качки

Учитывая шесть степеней свободы судна на поверхности воды, выделяют шесть видов качки – три вращательных и три возратно-поступательных:

Виды качки судна

  • Бортовая качка — колебания вокруг продольной оси (попеременный подъем и опускание бортов)
  • Килевая качка — колебания вокруг поперечной оси (попеременный подъем и опускание носа и кормы)
  • Рыскание — колебания вокруг вертикальной оси (движение носа влево-вправо относительно заданного курса)
  • Вертикальная качка — движения всего корпуса вверх-вниз.
  • Поперечная качка — движения всего корпуса вдоль поперечной оси влево-вправо.
  • Продольная качка — движения всего корпуса вперед и назад вдоль продольной оси.

Бортовая и килевая качки влияют на судно больше всего.

Резонансная качка

Резонансная качка (обычно подразумевают бортовую резонансную качку) возникает, когда частота волнения совпадает с собственной частотой реакции судна, при этом разница в фазе между ними равна 90º.

В таком случае на склоне волны к инерционному моменту прибавляется кренящий момент, вызванный смещением центра величины, что значительно увеличивает скорость и амплитуду качки. При этом максимальный крен возникает на наветренный борт на подошве волны, и следующий гребень ударяет по палубе.

В результате таких воздействий даже судно с низко расположенным центром тяжести — коим является типичная парусная яхта — может перевернуться, что почти гарантированно означает потерю мачты и парусного вооружения, не говоря о травмах экипажа и риске оказаться за бортом.

Именно поэтому движение яхты лагом к волне является крайне нежелательным направлением, тем более в условиях сильного волнения — и работа рулевого заключается в постоянном реагировании на попытки яхты под парусов развернуться лагом к волне – при движении против и особенно при движении по волне.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

один × 4 =