Навигационные расчёты

Навигация и лоция

Яхта эпизодически превращается в машину времени. В случае поломки современного навигационного оборудования — или если просто сели батарейки у планшета с iSailor или Navionics — мы перемещаемся на несколько десятилетий (если не сотен лет) назад, и на помощь приходят традиционные бумажные карты и магнитный компас. Ниже приведены основные расчёты, которые необходимо уметь делать в таких ситуациях — к тому же, их обязательно спрашивают на экзаменах на умение управлять судном в открытом море.

Расчёт склонения

Магнитное склонение — это отклонение магнитного курса от истинного севера в данной местности. Поэтому его величину необходимо знать для внесения поправки при снятии курса с компаса, или для получения компасного курса для удержания необходимого направления.

На всех картах встречается специальное обозначение с указанием склонения на определенный момент и его динамикой изменения в год. Благодаря этому, можно получить значение магнитного склонения на сегодняшний день.

На иностранных и отечественных картах оно обозначается по-разному, но принцип тот же:

Обозначения магнитного склонения на морских навигационных картах

Вначале указывается значение склонение на определенный год, а далее указывается величина и направление изменения склонения в год.

Для получения магнитного склонения на текущий момент, необходимо прибавить от начального значения величину изменения в год, умноженную на количество прошедших лет. Причем если склонение или его изменение указано с направлением E (восток) — то числа берем со знаком плюс, а если на запад (W) — то со знаком минус.

Кстати, запомнить знаки можно по простой мнемонике, которую я услышал на курсах — «в России всё позитивно, весь негатив с Запада» (мы находимся на северной, положительной широте и на восточной, положительной долготе) — то же верно и для склонений. Да простят меня считающие иначе, к политике это не имеет отношения.

Например, для указанных на картинке выше значений, склонение на 2018 год будет следующим:

Пример расчёта магнитного склонения
Пример расчёта магнитного склонения

Обратите внимание, что в западном варианте используются минуты, а в отечественном — десятичные доли градуса.

Расчёт девиации

Девиация — это разница между магнитным и географическим севером в определенной местности. Она измеряется в градусах и может колебаться в зависимости от местоположения. Расчет девиации может выполняться с использованием таких инструментов, как магнитный компас и географический компас, или с помощью информации из географической информационной системы(GIS).

В общем случае, для расчета девиации нужно следующее:

  1. Определить текущее местоположение и магнитное направление с помощью магнитного компаса.
  2. Определить географическое направление с помощью географического компаса.
  3. Вычесть географическое направление из магнитного направления для получения текущей девиации.

Также можно использовать информацию из географической информационной системы(GIS) для определения текущей девиации в определенной местности. Для этого нужно знать географические координаты места и использовать специализированные программы или интернет-сервисы для расчета девиации.

Переводы истинного курса в компасный

Истинный курс — это направление, в котором движется судно или самолет, измеренное относительно истинного севера. Компасный курс — это направление, в котором движется судно или самолет, измеренное относительно магнитного севера.

Для перевода истинного курса в компасный необходимо добавить или вычесть девиацию (разницу между магнитным и истинным севером) от истинного курса.

Например, если девиация равна 10 градусов и истинный курс равен 35 градусов, то компасный курс будет равен 45 градусов (35 + 10). Если девиация является отрицательной, то ее нужно вычесть из истинного курса.

Важно отметить, что девиация может меняться в зависимости от местоположения и времени, поэтому ее нужно регулярно обновлять и использовать для перевода истинного курса в компасный.

Переводы компасного курса в истинный

Чтобы перевести компасный курс в истинный, нужно вычесть девиацию или добавить ее (в зависимости от знака девиации) из компасного курса.

Например, если девиация равна 10 градусов и компасный курс равен 45 градусов, то истинный курс будет равен 35 градусов (45 — 10).

Как и в предыдущем случае, девиация может меняться в зависимости от местоположения и времени, поэтому ее нужно регулярно обновлять и использовать для перевода компасного курса в истинный.

Еще одной важной вещью, которую следует учитывать при переводе компасного курса в истинный, является дифференциал девиации. Дифференциал девиации — это разница между девиацией на начальном и конечном маршруте. Это может приводить к тому, что компасный курс не будет совпадать с истинным курсом на всем маршруте. Поэтому, если известно, что девиация будет меняться во время путешествия, необходимо учитывать и дифференциал девиации при переводе компасного курса в истинный.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

десять + два =

  1. Николай

    Класс
    Это проходили в далеких 80х

    Ответить