Водные суда перемещаются по акватории страны, Мировому океану, принимают участие в транспортировке и разработке, добыче полезных ископаемых, в том числе ГСМ. К категории водного транспорта причисляются суда речного флота, работающие во внутренних водах страны сочетая в себе специфические особенности пожарной безопасности, причисляются к защищаемым объектом.
- Что такое пожарная безопасность
- Документы по пожарной безопасности
- Перечень противопожарных систем и оборудования
- Противопожарный режим
- Частые причины возгораний
- Противопожарные мероприятия
- Действия при обнаружении пожара
- Организация тушения пожара
- Тушение пожара во время стоянки
- Обращение с пожароопасными материалами
- Особенности использования приборов открытого огня
- Проведение работ с открытым огнем
- Кто отвечает за проведение огневых работ
- Кто получает допуск к проведению работ
- Курение
- Пути перемещения людей
Что такое пожарная безопасность
Под термином понимается способность противостоять возникновению возгораний и их распространению на судне, грузах. Это комплекс технических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, ограниченность распространения очагов и создание условий для безопасной эвакуации людей.
Документы по пожарной безопасности
Для обеспечения пожарной безопасности на судах имеется нормативная документация, в которых учитывается специфика работы судов, а также моделируются ситуации, которые могут произойти с ними.
- Кодекс внутреннего водного транспорта. В ст. 34 идет речь о подготовительных мероприятиях, которые осуществляются перед отправкой судна в рейс. Обязательства по подготовке накладываются на собственника. Транспорт пригоден к плаванию, если полностью удовлетворяет требованиям ПБ.
- Кодекс торгового мореплавания. Требования касаются морского транспорта, что плавает под национальным флагом. Документ устанавливает обязательные правила для морского транспорта во время плавания по морской акватории, так и во время следования по водам внутри страны.
Согласно официальным документам суда – самоходные, несамоходные плавучие конструкции, а также:
- Морской и речной транспорт – пассажирский, для транспортировки грузов, рыбного промысла, в том числе вспомогательный, маломерный, прогулочный, танкеры, сухогрузные суда, для транспортировки контейнеров, баржи.
- Смешанные суда, с возможностью следования по морю и пресному водоему.
- Паромы.
- Снаряды для дноуглублений и очистки.
- Плавучие платформы разведывательного назначения, осуществляющие добычу полезных ископаемых.
В документах определяется состав экипажа.
С конкретными требованиями можно ознакомиться ниже:
- Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002.
- ППБ СРС 01-2009 Правила пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах.
- Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
- ГОСТ Р 55230-2012 – о требованиях пожарной безопасности к судовым, тепловозным, промышленным двигателям.
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении ПБ при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного, смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, утвержденный приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013.
- Внутренний водный транспорт. Суда. Общие требования безопасности. ГОСТ Р 55631-2013. Дата введения 01 июля 2014 год.
- Постановление Министерства транспорта РФ от 31 октября 2003 г. N 10 «О правилах пожарной безопасности на морских судах.
На основе Административного регламента смежные ведомства осуществляют надзор над соблюдением требований пожарной безопасности на судах, работают сотрудники МЧС.
Перечень противопожарных систем и оборудования
На флоте обеспечение ПБ соблюдается на стадии проектирования конструкции судна, решения воплощаются во время выполнения строительных работ, а после внедряются в используемое оборудование, комплектацию:
- Обеспечение огнезащиты металла, в местах, которые прописаны в проектных документах.
- Выполнение противопожарных перегородок/переборок между отсеками/ помещениями.
- Установка противопожарных ворот, дверей, люков, с частичным заполнением огнеустойчивым стеклом, в проемах переборок.
- При прохождении коммуникаций через переборки имеющиеся проемы, отверстия герметизируются водостойкими огнеупорными штукатурными составами, применяется специальная пена.
- Установка огне задерживающих клапанов на трубопроводах, осуществляющих закачку топлива, ГСМ.
- Прокладка системы трубопроводов стационарного пожаротушения, кабельных трасс СОУЭ – аппаратура, оповещающая о возникновении возгорания, автоматической пожарной сигнализации.
Внимание! Для своевременного обнаружения очагов возгорания, они локализуются в отсеках, оперативно ликвидируются с использованием типов, видов сигнализации, оповещательных систем, установок для тушения – составных элементов конструкции, оборудования.
Аппаратура для контроля и навигации противопожарных систем монтируется, располагается в помещении командного пункта, для выполнения функций пожарного поста, откуда капитан отдает требуемые команды посредством громкоговорящей связи, им же возглавляется борьба с возгоранием, на него возлагаются обязанности по организации, эвакуации перевозимых людей в безопасные места, отрабатывается план действий при возникновении аварийных ситуаций и ЧП.
Помимо стационарного оборудования, помещение корабля комплектуется порошковыми, углекислотными, хладоновыми средствами пожаротушения. При определении их количества осуществляется расчет/ оснащение первичными системами пожаротушения, инвентарем и инструментом, требуемым для оперативной ликвидации возгорания, осуществляется в соответствии с алгоритмом.
Противопожарный режим
Автономность судна, присутствие на борту требуемых объектов пожаротушения, в том числе грузы, склонные к быстрому возгоранию, трудности с эвакуации личного состава и пассажиров из-за наличия стесненности основных путей, ограниченность вывода в безопасные места потребуют от собственника суда, экипажа, в частности командира, серьезного и ответственного отношения, неукоснительное соблюдение требований ПБ, следование постулатам противопожарного режима во время следования по водному пути, при нахождении на территории порта.
Частые причины возгораний
- Игнорирование требований противопожарного режима. Курение, неправильное эксплуатирование/ использование самодельных электрических установок.
- Нарушение ПБ во время проведения работ, с применением открытого очага пламени, без оформления допуска.
- Наличие механических повреждений электрических приборов и проводки на судне.
- Нарушение ПБ, ошибки при погрузке ЛВЖ, ГЖ, в грузовых трюмах, отсеках.
- Разгерметизация системы трубопроводов.
- Нарушение правил ПБ при эксплуатации печных установок.
«Правила ПБ на судах водного транспорта РФ» находится на борту судна, входит в перечень обязательных документов.
Персональная ответственность за соблюдение ПБ – собственник. На практике ответственность закреплена за капитаном.
Противопожарные мероприятия
Организация и проведения возлагаются на собственника суда и капитана.
- Инструктаж по ПБ экипажем, рядовыми членами, основным составом.
- Обучение практическим приемам ликвидации пожара с применением имеющегося арсенала, установок, оборудования.
- Создание аварийных объединений на борту для борьбы с возгоранием. Количественный состав зависит от назначения, разновидности судна, численности команды.
- Знакомство пассажиров с противопожарным режимом, планом эвакуации, действиями личного состава при пожарной тревоге.
- Стенд/ уголок по пожарной безопасности, где борьба с возгоранием показана в иллюстрациях, описаны приемы ликвидации очага.
Действия при обнаружении пожара
При обнаружении пожара через ближайший из вещателя/иным способом сообщает о происшедшем вахтенной службе. Участник пожарной команды самостоятельно производит ликвидацию и локализацию очага возгорания имеющимися под рукой средствами до того, как подойдет аварийная подмога.
Организация тушения пожара
Борьбу экипажа с возгоранием возглавляет капитан. Организационная работа осуществляется с ГКП, направлена на:
- Обнаружение и выявление мест, размеров, особенностей возгорания.
- Установка наличия и возможности эвакуировать пассажиров и экипаж из помещений, на которые распространился огонь.
- Эвакуация пассажиров.
- Ограниченность распространения возгорания по судну.
- Предупреждение возникновения взрывоопасных ситуаций.
- Борьба с возгоранием, ликвидация последствий.
За судном наблюдает вахтенная служба.
Тушение пожара во время стоянки
При стоянке помимо вахтенной службы за пожарную безопасность отвечает специальная вахта, в обязанности которой входит:
- Проведение периодических обходов объекта по маршруту (в дневные часы – с интервалом не менее 2 часов, в ночные – не менее 60 минут). Это делается для своевременного поступления пожара и поступления в корпус воды.
- Проверка соблюдения пожарно-профилактического режима экипажем и пассажирами.
- Герметичность противопожарных закрытий в соответствие с маркировкой/ в приказном порядке.
Члены пожарной вахты обязаны, находится на судне неотлучно. Участники имеют право на отдых, не раздеваясь, в установленном вахтенным помощником помещении.
Обращение с пожароопасными материалами
Для профилактики возгорания запрещается хранение:
- ГСМ в открытом виде.
- Материал навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченным в маслянистой жидкости, керосине, лаках и растворителях, способных к самовозгоранию.
- Свежеокрашенную парусину в плохо проветриваемом помещении.
- Грязные и сырые угольные мешки.
- Красящие вещества, лакокрасочные материалы и растворители в помещениях, где находится на хранении ветошь, пакля, обстрижка и иные волокнистые материи.
- Легковоспламеняемые жидкости и ГСМ, в не специализированных помещениях для хранения.
- Пиротехника с истекшим сроком годности.
Особенности использования приборов открытого огня
В правилах безопасности предусматриваются как правила обращения с гсм, так и с потенциальными источниками возгорания. Внимание уделяется использованию открытого огня и электрических приборов. Запрещено:
- Применение нестационарных электронагревателей в неприспособленных для этого помещениях.
- Оставление без наблюдения включенных приборов, электроинструмента и сварочного оборудования.
- Использование открытого пламени.
- В трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех разновидностей легко воспламеняемых жидкостей, в том числе вблизи выхода испарений из них.
- Вблизи вскрываемых танков (цистерн), с ГСМ и в месте разбора трубопровода для подачи топлива.
- В аккумуляторных помещениях.
- В кладовых грузовых шлангах, фонарных помещениях, малярных, шкиперских, где находится ветошь и пакля, сухая провизия.
- В мастерского плотника.
- Вблизи нахождения шахт и головок вентиляции.
- В непосредственной близости от легковсопламеняемых материалов.
- В помещениях для освещения.
- На расстоянии не менее 10 м от баллонов с воспламеняемыми газами.
- Вблизи вскрытия частей двигателя внутреннего сгорания.
Проведение работ с открытым огнем
Огневые работы на судне связаны с нагревом деталей до температур, при которых возможно возникновение пожара, возгорания материалов, элементов конструкции.
- Газовые и сварочные работы, резка металла.
- Плазменная резка металлических изделий.
- Электросварочные работы.
- Нагревание деталей открытым пламенем.
- Пайка.
- Обработка металлических изделий с выделением искры.
При нахождении судна в рейсе, проведение работ с открытым пламенем разрешается капитаном, что фиксируется в журнале судна.
Кто отвечает за проведение огневых работ
- Старший помощник капитана. При проведении работ в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, в открытой части палуб и надстроек.
- Главный старший механик. При проведении работ в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и прочих помещениях судомеханической службы.
Кто получает допуск к проведению работ
Допуск получают специалисты с соответствующей квалификацией, которая подтверждается удостоверениями. Ответственный перед началом работ обязан:
1. Провести инструктаж ТБ исполнителей и обеспечивающего персонала.
- Произвести осмотр помещения перед проведением работ, и соседние с ними.
- Привести в готовность противопожарные системы и оборудование.
- Обеспечить место проведения работ первичными средствами тушения пожара.
- Удалить легковоспламеняемые материалы в радиусе 5 м, произвести закрытие люков и горловин, кроме тех, которые обеспечивают безопасность проведения работ.
- Обеспечить надлежащий уровень вентиляции в помещении, где будут проводиться работы.
- Проверить помещение на обеспечение немедленной герметизации.
- Удостовериться в исправном состоянии аппаратуры для работы, одежды для специалистов.
- Выставить в помещении, а если нужно и в соседних, вахту, с предварительно пройденным инструктажем.
- Доложить о готовности помещений к началу производственных работ помощнику капитана из вахты, произвести совместный осмотр и получить разрешение на проведение работ.
Курение
Разрешено в специальных местах, определенных приказом капитана. Курение разрешается в жилых помещениях, комнатах отдыха экипажа и на открытых палубах в части кормы. В местах для курения обязательной является установка металлических урн с водой/пепельниц из несгораемых материалов с наличием маркировки «Место для курения». Курение в каютах без пепельницы, лежа в кровати или на диване, запрещается.
Курение на открытых палубах и использование пламени запрещается. Об этом свидетельствует специально нанесенная маркировка и надписи. Запрещается выбрасывание окурков за борт и через иллюминаторы.
Пути перемещения людей
Для обеспечения противостояния открытому возгоранию, для эвакуации личного состава и пассажиров запрещено загромождение коридоров, выходов и трапов.
Двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.