Противопожарная безопасность на судне: правила и требования

Борьба с пожаром

Водные суда перемещаются по акватории страны, Мировому океану, принимают участие в транспортировке и разработке, добыче полезных ископаемых, в том числе ГСМ. К категории водного транспорта причисляются суда речного флота, работающие во внутренних водах страны сочетая в себе специфические особенности пожарной безопасности, причисляются к защищаемым объектом.

Что такое пожарная безопасность

Под термином понимается способность противостоять возникновению возгораний и их распространению на судне, грузах. Это комплекс технических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, ограниченность распространения очагов и создание условий для безопасной эвакуации людей.

Документы по пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности на судах имеется нормативная документация, в которых учитывается специфика работы судов, а также моделируются ситуации, которые могут произойти с ними.

  1. Кодекс внутреннего водного транспорта. В ст. 34 идет речь о подготовительных мероприятиях, которые осуществляются перед отправкой судна в рейс. Обязательства по подготовке накладываются на собственника.  Транспорт пригоден к плаванию, если полностью удовлетворяет требованиям ПБ.
  2. Кодекс торгового мореплавания. Требования касаются морского транспорта, что плавает под национальным флагом. Документ устанавливает обязательные правила для морского транспорта во время плавания по морской акватории, так и во время следования по водам внутри страны.

Согласно официальным документам суда – самоходные, несамоходные плавучие конструкции, а также:

  • Морской и речной транспорт – пассажирский, для транспортировки грузов, рыбного промысла, в том числе вспомогательный, маломерный, прогулочный, танкеры, сухогрузные суда, для транспортировки контейнеров, баржи.
  • Смешанные суда, с возможностью следования по морю и пресному водоему.
  • Паромы.
  • Снаряды для дноуглублений и очистки.
  • Плавучие платформы разведывательного назначения, осуществляющие добычу полезных ископаемых.

В документах определяется состав экипажа.

С конкретными требованиями можно ознакомиться ниже:

  • Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002.
  • ППБ СРС 01-2009 Правила пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах.
  • Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
  • ГОСТ Р 55230-2012 – о требованиях пожарной безопасности к судовым, тепловозным, промышленным двигателям.
  • Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении ПБ при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного, смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, утвержденный приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013.
  • Внутренний водный транспорт. Суда. Общие требования безопасности. ГОСТ Р 55631-2013. Дата введения 01 июля 2014 год.
  • Постановление Министерства транспорта РФ от 31 октября 2003 г. N 10 «О правилах пожарной безопасности на морских судах.

На основе Административного регламента смежные ведомства осуществляют надзор над соблюдением требований пожарной безопасности на судах, работают сотрудники МЧС.

Перечень противопожарных систем и оборудования

На флоте обеспечение ПБ соблюдается на стадии проектирования конструкции судна, решения воплощаются во время выполнения строительных работ, а после внедряются в используемое оборудование, комплектацию:

  1. Обеспечение огнезащиты металла, в местах, которые прописаны в проектных документах.
  2. Выполнение противопожарных перегородок/переборок между отсеками/ помещениями.
  3. Установка противопожарных ворот, дверей, люков, с частичным заполнением огнеустойчивым стеклом, в проемах переборок.
  4. При прохождении коммуникаций через переборки имеющиеся проемы, отверстия герметизируются водостойкими огнеупорными штукатурными составами, применяется специальная пена.
  5. Установка огне задерживающих клапанов на трубопроводах, осуществляющих закачку топлива, ГСМ.
  6. Прокладка системы трубопроводов стационарного пожаротушения, кабельных трасс СОУЭ – аппаратура, оповещающая о возникновении возгорания, автоматической пожарной сигнализации.

Внимание! Для своевременного обнаружения очагов возгорания, они локализуются в отсеках, оперативно ликвидируются с использованием типов, видов сигнализации, оповещательных систем, установок для тушения – составных элементов конструкции, оборудования.

Аппаратура для контроля и навигации противопожарных систем монтируется, располагается в помещении командного пункта, для выполнения функций пожарного поста, откуда капитан отдает требуемые команды посредством громкоговорящей связи, им же возглавляется борьба с возгоранием, на него возлагаются обязанности по организации, эвакуации перевозимых людей в безопасные места, отрабатывается план действий при возникновении аварийных ситуаций и ЧП.

Противопожарная безопасность на судне: правила и требования

Помимо стационарного оборудования, помещение корабля комплектуется порошковыми, углекислотными, хладоновыми средствами пожаротушения. При определении их количества осуществляется расчет/ оснащение первичными системами пожаротушения, инвентарем и инструментом, требуемым для оперативной ликвидации возгорания, осуществляется в соответствии с алгоритмом.

Противопожарный режим

Автономность судна, присутствие на борту требуемых объектов пожаротушения, в том числе грузы, склонные к быстрому возгоранию, трудности с эвакуации личного состава и пассажиров из-за наличия стесненности основных путей, ограниченность вывода в безопасные места потребуют от собственника суда, экипажа, в частности командира, серьезного и ответственного отношения, неукоснительное соблюдение требований ПБ, следование постулатам противопожарного режима во время следования по водному пути, при нахождении на территории порта.

Частые причины возгораний

  1. Игнорирование требований противопожарного режима. Курение, неправильное эксплуатирование/ использование самодельных электрических установок.
  2. Нарушение ПБ во время проведения работ, с применением открытого очага пламени, без оформления допуска.
  3. Наличие механических повреждений электрических приборов и проводки на судне.
  4. Нарушение ПБ, ошибки при погрузке ЛВЖ, ГЖ, в грузовых трюмах, отсеках.
  5. Разгерметизация системы трубопроводов.
  6. Нарушение правил ПБ при эксплуатации печных установок.

«Правила ПБ на судах водного транспорта РФ» находится на борту судна, входит в перечень обязательных документов.

Персональная ответственность за соблюдение ПБ – собственник. На практике ответственность закреплена за капитаном.

Противопожарные мероприятия

Организация и проведения возлагаются на собственника суда и капитана.

  • Инструктаж по ПБ экипажем, рядовыми членами, основным составом.
  • Обучение практическим приемам ликвидации пожара с применением имеющегося арсенала, установок, оборудования.
  • Создание аварийных объединений на борту для борьбы с возгоранием. Количественный состав зависит от назначения, разновидности судна, численности команды.
  • Знакомство пассажиров с противопожарным режимом, планом эвакуации, действиями личного состава при пожарной тревоге.
  • Стенд/ уголок по пожарной безопасности, где борьба с возгоранием показана в иллюстрациях, описаны приемы ликвидации очага.

Действия при обнаружении пожара

При обнаружении пожара через ближайший из вещателя/иным способом сообщает о происшедшем вахтенной службе. Участник пожарной команды самостоятельно производит ликвидацию и локализацию очага возгорания имеющимися под рукой средствами до того, как подойдет аварийная подмога.

Организация тушения пожара

Борьбу экипажа с возгоранием возглавляет капитан. Организационная работа осуществляется с ГКП, направлена на:

  • Обнаружение и выявление мест, размеров, особенностей возгорания.
  • Установка наличия и возможности эвакуировать пассажиров и экипаж из помещений, на которые распространился огонь.
  • Эвакуация пассажиров.
  • Ограниченность распространения возгорания по судну.
  • Предупреждение возникновения взрывоопасных ситуаций.
  • Борьба с возгоранием, ликвидация последствий.

За судном наблюдает вахтенная служба.

Тушение пожара во время стоянки

При стоянке помимо вахтенной службы за пожарную безопасность отвечает специальная вахта, в обязанности которой входит:

  • Проведение периодических обходов объекта по маршруту (в дневные часы – с интервалом не менее 2 часов, в ночные – не менее 60 минут). Это делается для своевременного поступления пожара и поступления в корпус воды.
  • Проверка соблюдения пожарно-профилактического режима экипажем и пассажирами.
  • Герметичность противопожарных закрытий в соответствие с маркировкой/ в приказном порядке.

Члены пожарной вахты обязаны, находится на судне неотлучно. Участники имеют право на отдых, не раздеваясь, в установленном вахтенным помощником помещении.

Обращение с пожароопасными материалами

Для профилактики возгорания запрещается хранение:

  • ГСМ в открытом виде.
  • Материал навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченным в маслянистой жидкости, керосине, лаках и растворителях, способных к самовозгоранию.
  • Свежеокрашенную парусину в плохо проветриваемом помещении.
  • Грязные и сырые угольные мешки.
  • Красящие вещества, лакокрасочные материалы и растворители в помещениях, где находится на хранении ветошь, пакля, обстрижка и иные волокнистые материи.
  • Легковоспламеняемые жидкости и ГСМ, в не специализированных помещениях для хранения.
  • Пиротехника с истекшим сроком годности.

Особенности использования приборов открытого огня

В правилах безопасности предусматриваются как правила обращения с гсм, так и с потенциальными источниками возгорания. Внимание уделяется использованию открытого огня и электрических приборов. Запрещено:

  • Применение нестационарных электронагревателей в неприспособленных для этого помещениях.
  • Оставление без наблюдения включенных приборов, электроинструмента и сварочного оборудования.
  • Использование открытого пламени.
  • В трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех разновидностей легко воспламеняемых жидкостей, в том числе вблизи выхода испарений из них.
  • Вблизи вскрываемых танков (цистерн), с ГСМ и в месте разбора трубопровода для подачи топлива.
  • В аккумуляторных помещениях.
  • В кладовых грузовых шлангах, фонарных помещениях, малярных, шкиперских, где находится ветошь и пакля, сухая провизия.
  • В мастерского плотника.
  • Вблизи нахождения шахт и головок вентиляции.
  • В непосредственной близости от легковсопламеняемых материалов.
  • В помещениях для освещения.
  • На расстоянии не менее 10 м от баллонов с воспламеняемыми газами.
  • Вблизи вскрытия частей двигателя внутреннего сгорания.

Противопожарная безопасность на судне: правила и требования

Проведение работ с открытым огнем

Огневые работы на судне связаны с нагревом деталей до температур, при которых возможно возникновение пожара, возгорания материалов, элементов конструкции.

  • Газовые и сварочные работы, резка металла.
  • Плазменная резка металлических изделий.
  • Электросварочные работы.
  • Нагревание деталей открытым пламенем.
  • Пайка.
  • Обработка металлических изделий с выделением искры.

При нахождении судна в рейсе, проведение работ с открытым пламенем разрешается капитаном, что фиксируется в журнале судна.

Кто отвечает за проведение огневых работ

  1. Старший помощник капитана. При проведении работ в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, в открытой части палуб и надстроек.
  2. Главный старший механик. При проведении работ в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и прочих помещениях судомеханической службы.

Кто получает допуск к проведению работ

Допуск получают специалисты с соответствующей квалификацией, которая подтверждается удостоверениями. Ответственный перед началом работ обязан:
1. Провести инструктаж ТБ исполнителей и обеспечивающего персонала.

  1. Произвести осмотр помещения перед проведением работ, и соседние с ними.
  2. Привести в готовность противопожарные системы и оборудование.
  3. Обеспечить место проведения работ первичными средствами тушения пожара.
  4. Удалить легковоспламеняемые материалы в радиусе 5 м, произвести закрытие люков и горловин, кроме тех, которые обеспечивают безопасность проведения работ.
  5. Обеспечить надлежащий уровень вентиляции в помещении, где будут проводиться работы.
  6. Проверить помещение на обеспечение немедленной герметизации.
  7. Удостовериться в исправном состоянии аппаратуры для работы, одежды для специалистов.
  8. Выставить в помещении, а если нужно и в соседних, вахту, с предварительно пройденным инструктажем.
  9. Доложить о готовности помещений к началу производственных работ помощнику капитана из вахты, произвести совместный осмотр и получить разрешение на проведение работ.

Курение

Разрешено в специальных местах, определенных приказом капитана. Курение разрешается в жилых помещениях, комнатах отдыха экипажа и на открытых палубах в части кормы. В местах для курения обязательной является установка металлических урн с водой/пепельниц из несгораемых материалов с наличием маркировки «Место для курения». Курение в каютах без пепельницы, лежа в кровати или на диване, запрещается.

Курение на открытых палубах и использование пламени запрещается. Об этом свидетельствует специально нанесенная маркировка и надписи. Запрещается выбрасывание окурков за борт и через иллюминаторы.

Пути перемещения людей

Для обеспечения противостояния открытому возгоранию, для эвакуации личного состава и пассажиров запрещено загромождение коридоров, выходов и трапов.

Двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

 

Галина Крашенинникова

Доцент кафедры "Коммерческой эксплуатации водного транспорта". Преподаваемые дисциплины: Международно-правовое регулирование морского судоходства, транспортное обеспечение внешней торговли, коммерческая работа при внешне-торговых перевозках.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

2 × один =