Парусное судно – это корабль, который имеет в своей конструкции паруса, используемые для движения по водной поверхности. Такие суда появились еще в эпоху древних цивилизаций. Историки предполагают, что первые парусные корабли появились в древнем Египте. Людям необходимо было преодолевать большие расстояния. Современному лайнеру не нужен парус, чтобы двигаться. Двигатель справляется с этой задачей гораздо лучше, но и парусные суда также сейчас еще используются.
Классификация
По парусному вооружению
- Фрегат — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
- Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
- Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
- Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
- Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
- Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.
По типу парусов
По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:
- Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
- Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
- Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.
Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.
По форме корпуса или носа
Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.
- Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
- Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
- Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.
Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.
По назначению или использованию
Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.
Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.
Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.
Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.
Аак
Назначение корабля | Грузовой, транспортный |
---|---|
Количество мачт | 1 |
Паруса на мачтах | 2-3 прямых паруса |
Дополнительные характеристики судна | Речное голландское судно, известно с 16 века, имеет плоское дно. |
Конструкция Аака напоминает скромное грузовое судно клинкерной постройки. Это плоскодонное судно имеет только одну мачту. Посредством носового и кормовой штук судовое днище по обоим концам плоско и наискосок поднималось, начиная от шкафута. Не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья.
Старейшее изображение аака относится к 1530 г.
Галеон
Назначение корабля | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. |
---|---|
Количество мачт | 2-4 |
Паруса на мачтах | Прямые, на бизань-мачте – косые. |
Дополнительные характеристики судна | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Военное многопалубное судно, на котором располагалось артиллерийское вооружение. Его происхождение датируется Галеон — это крупногабаритный деревянный многопалубный п столетием. Знаменитое судно получило свою известность во время битвы Великой Армады в Испании. А вооружение на нем было необходимо не только для военных действий, но и также для торговых целей, так как торговые суда часто подвергались нападению пиратов и грабителей.
Галеон – это усовершенствованный гибрид кракка и каравеллы. Судно имело небольшое водоизмещение по сравнению с другими манильскими судами: всего 650 тонн. Благодаря увеличению корпуса в длину и снижению боковой подстройки судно стало более устойчивым и менее подвержено влиянию волн. Таким образом, смогли получить более маневренный, мореходный и быстрый корабль. Этот тип парусников отличался от тех, что производились ранее, тем, что они были более прямыми, низкими и длинными, с гальюном и кормой, прикрепленными к носу и корме прямоугольной формы, а не круглой.
Первое упоминание датируется 1536 годом. В последующем галеон составляет основной процент морского флота Англии и Испании.
Баркентина
Назначение корабля | Грузовой |
---|---|
Количество мачт | 3, 4, 5, реже 6 |
Паруса на мачтах | Прямые только на передней фок-мачте, остальные – косые, нет гафеля на фок-мачте. |
Дополнительные характеристики судна | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бригантина
Назначение корабля | Использовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. |
---|---|
Количество мачт | 2-3 |
Паруса на мачтах | Первоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. |
Дополнительные характеристики судна | Легкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Существуют две гипотезы почему судно получило такое название. Первая из них гласит, что свое название оно получило из-за названия доспех, которые носили воины тех времен. Согласно второй версии, название бригантина произошло от наименования другого. Существовавшего в те времена судна «бриг». Эти два корабля на самом деле очень похожи. Первые бригантины были парусными и гребными, то есть имели весла, которыми управляли люди. Количество таких весел могла быть до 30.
Бригантина имела две мачты, паруса на которых были различной формы. На передней мачте располагались прямые паруса, а на задней – косые. Такая конструкция позволяла судну участвовать в разведывательных и военных операциях. Под парусами бригантин очень часто ходили пираты из-за простоты в управлении, ведь со спущенными парусами управляю ею мог всего один человек. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Судно полюбилось грабителям еще и своей маневренностью, и быстроходностью. Разбойники легкостью могла абортировать торговый корабль. Приблизившись к нему вплотную или же уйти от преследования. Бригантина легко маневрировала среди рифов и в сложных местах. В современном мире бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.
Бриг
Назначение корабля | Конвойный |
---|---|
Количество мачт | 2 |
Паруса на мачтах | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). |
Дополнительные характеристики судна | Имел 10-20 пушек, мог ходить на веслах. |
Фрегат
Назначение корабля | Боевой |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые, на бизань мачте — косые. |
Дополнительные характеристики судна | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Фрегат представляет собой трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением и палубой для пушек. Это один из самых разнообразных типов парусников с точки зрения характеристик. Происхождение фрегатов началось с быстрых и легких кораблей, использовавшихся для плавания в Ла-Манше примерно в конце 17 века.
С увеличением военно-морского флота и их дальности плавания характеристики кораблей «Дюнкерк» перестали удовлетворять Адмиралтейство, и название стало трактоваться гораздо шире, подразумевая, в принципе, все быстроходные легкие корабли, способные к самостоятельности.
Флейт
Назначение корабля | Военные (транспортировка) |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые, на бизань мачте — косые. |
Дополнительные характеристики судна | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Это транспортное судно появилось в конце 16 века в голландском городе Хорне. Поскольку пошлина Зундской таможни распространялась в те времена на все суда и зависела от размера палубы, то конструкторы сделали ее менее широкой. Развал бортов на флейтах был выше ватерлинии, также борта были завалены внутрь и имели надстройку. Суда такого класса имели небольшую осадку, что позволяло им проходить на небольших глубинах.
Благодаря своей конструкции флейты могли перемещаться по водной поверхности довольно круто к ветру. Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину. На этих судах впервые были использованы стеньги с целью увеличения высоты мачты. Они крепились к верхушке нижней мачты. Впервые на флейтах стали использовать штурвал, что упростило управление судном. Также более современные и облегченные конструкции мачты уже не требовали наличия большого числа экипажа для обслуживания парусов. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350 — 400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Эти суда отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью и большой вместимостью и потому использовались главным образом в качестве военнотранспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение среди торговых судов на всех морях.
Барк
Назначение корабля | Транспортный |
---|---|
Количество мачт | 3, 4, 5 |
Паруса на мачтах | Прямые, на бизань-мачте косые |
Дополнительные характеристики судна | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн), строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Эти крупные суда имеют в своей конструкции три-пять мачт. Все мачты, кроме кормовой оснащены прямыми парусами. Барки очень обладают высокой маневренностью без потери скорости благодаря тому, что судно преимущественно имеет косые паруса.
Ял
Эти маленькие шести, трех или пятиметровые суда необходимы для обслуживания наружных бортов кораблей и больших судов, перевозки людей на берег и обратно, а также их очень любят использовать туристы и спортсмены. В своей конструкции ял имеет не только парус, но и весла.
Только пяти или шестиметровые ялы имеют парус, трехметровые оснащены лишь веслами и являются гребными судами. Парусные ялы имеют мачту с одним прямым парусом.
Йол
Назначение корабля | Военный, рыболовный |
---|---|
Количество мачт | 2 |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
У Иола мачта и парус идентичны Кетчу; эти два типа парусников похожи друг на друга. Разница в том, что на йоле бизань-мачта находится далеко на корме и у руля, а на кетче бизань-мачта впереди руля. Используемый на протяжении веков, Иол сейчас очень редко встречается в его древней «классической» форме с гафельными парусами; современные парусные йолы обычно оснащаются бермудскими парусами для большей маневренности.
Линкор
Полное наименование – «линейный корабль». Военное парусное судно с водоизмещением до пяти тысяч тонн. На борту могла располагаться до ста тридцати пушек, а экипаж судна мог насчитывать до 850 матросов. Линкоры строились и использовались с 17 века до 1870-х годов. Для боев на море с тактикой построения парусных кораблей в четверик.
Предшественниками линкоров были грузовые и тяжеловооруженные каракки и галеоны, использовавшиеся для торговли в крупных портах.
Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Англия, 1511 г.) — хотя в действительности он сохранил основные черты, указывающие на его предназначение в первую очередь для абордажного боя, и представлял собой скорее переходную форму хорошо оснащенного артиллерийского корабля. Португальцы приписали честь творения своему императору Жуану II (1454−1494 гг.), который приказал оснастить несколько каравелл тяжелыми пушками.
В России эти корабли были самыми мощными в Императорском флоте. В процессе их совершенствования у этих судов появились гребные винты, а работали они на паровом двигателе. На борту линкора находилось от 60 до 140 пушек.
Джонка
Назначение корабля | Военное, потом грузовое судно. |
---|---|
Количество мачт | 2-4 |
Паруса на мачтах | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. |
Дополнительные характеристики судна | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Джонки это военные деревянные суда, которые имели две или четыре мачты. Джонки не предназначались для плавания в открытом море или океане. Суда широко применялись для прибрежного или речного плавания в Юго-Восточной Азии, так как они имеют небольшую осадку. В настоящее время больше не применяются в военном деле. На них перевозят грузы. Несмотря на сравнительно небольшие размеры обладают грузоподъемностью до 600 тонн.
Жители Юго-Восточной Азии часть используют Джонки в качестве жилища.
Каравелла
Назначение корабля | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. |
---|---|
Количество мачт | 3-4 |
Паруса на мачтах | Прямые (первые две мачты), косые. |
Дополнительные характеристики судна | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос, могли идти против ветра. |
Это судно знамениты тем, что первыми в истории пересекли Атлантический океан. Каравеллы широко использовали в странах средиземноморья в 13-17 веках, особенно в Португалии и Испании. Каравеллы имели от трех до четырех мачт, на которых располагались как прямые, так и косые паруса. Именно на таких судах и была открыта Северная и Южная Америка. На судне изначально размещалось легкое вооружение, а затем его оснастили более тяжелыми и мощными пушками.
Каракка
Назначение корабля | Военный, торговый (16-17 век). |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). |
Дополнительные характеристики судна | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Это судно было распространено в Европе в 13-16 веке. На таких судах ходили как военные, так и торговцы. Помимо артиллерийского вооружения на каракках были абордажные стенки, которые защищали от проникновения на судно, в случае приближения врага. Также попасть на борт мешали и закругленные внутрь борта каракка. На судне размещалось 30-40 пушек. К первой половине XV в. времени каракка стала наиболее крупным, совершенным и вооруженным судном.
Пинасс
Еще одни вид парусных судов – пинасс. Судно очень напоминает флейт, но с небольшими отличиями в конструкции бортов. Носовая часть судна заканчивалась прямоугольной переборкой от палубы до полубака. Длина пинасса составляла больше сорока метров. Это трехмачтовое судно водоизмещением до всего лишь до 800 тонн преимущественно использовалось для перевозки людей или торговли. Пинасс применялся в качестве канонерской лодки или посыльного. Позже небольшие парусные пинасы обеспечивали сообщение между линейными судами, для введения флота в гавань, подхвата почтовых отправлений и т.д.
Пинасс был разборным трехмачтовым судном. Благодаря этому свойству оно широко применялось в качестве разведсудна.
Шхуна
Назначение корабля | Торгово-грузовые |
---|---|
Количество мачт | 2-3 |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Родина Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Первое появление таких судов датируется восемнадцатым веком. Родина шхуны – Северная Америка. Шхуны быстро заработали хорошую репутацию за отличное плавание при боковом ветре и могли плыть под гораздо более острыми углами, чем корабли с прямым вооружением. И, главное, для плавания требовалось минимальное количество людей: паруса шхуны спускались легко.
Судно имело всего один изъян – небольшая скорость передвижения по сравнению с другими военными кораблями, и двигались они преимущественно по ветру. Тем не менее и этот недостаток удалось устранить: нарду с косыми парусами на судно стали устанавливать и прямые паруса. Военные редко использовали шхуны, зато у пиратов оно было одним из излюбленных средств.
Люггер
Назначение корабля | Военное (разведывательное, посыльное). |
---|---|
Количество мачт | 2-3 |
Паруса на мачтах | Прямые |
Дополнительные характеристики судна | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).
Кеч
Двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Имеет передней высокую грот-мачту, а позади — более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).
Назначение корабля | Рыболовные, спортивные. |
---|---|
Количество мачт | 2 – (только грот- и бизань-мачта) |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Шлюп
Парусный 3 мачтовый военный корабль XVII — XIX вв. с прямым парусным вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Также были одномачтовые шлюпы. Использовались для торговли и рыболовства. Распространенные в Европе и Америке в XVIII — XX вв. Парусное вооружение состоит из гафельльного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда дополнительно снабжали еще одним кливером и стакселем.
Назначение корабля | Военный, экспедиционный |
---|---|
Количество мачт | 3 |
Паруса на мачтах | Прямые |
Дополнительные характеристики судна | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Тендер
Назначение корабля | Военно-вспомогательное |
---|---|
Количество мачт | 1 |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Бомбарда или бомбардирский корабль
Назначение корабля | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) |
---|---|
Количество мачт | 2, 3 |
Паруса на мачтах | Прямые и косые на всех мачтах. |
Дополнительные характеристики судна | 17 век – 19 век, комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек, мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Буер
Назначение корабля | Грузовой для прибрежного плавания, в России – как императорское прогулочное судно. |
---|---|
Количество мачт | 1-2 |
Паруса на мачтах | Косые |
Дополнительные характеристики судна | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Карбас
Назначение корабля | Промысловое, грузовое, транспортное. |
---|---|
Количество мачт | 1-2 |
Паруса на мачтах | По 2 прямых паруса на мачте. |
Дополнительные характеристики судна | Место использования русский север (поморы Белого моря и другие). |
Клипер
Назначение корабля | Военный (дозор, разведка). |
---|---|
Количество мачт | 3-4 |
Паруса на мачтах | Прямые |
Дополнительные характеристики судна | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
На ялах ещё бушприт ставят