- Основные термины
- Швартовный трос (швартов)
- Кнехты
- Киповые планки
- Роульсы
- Швартовные клюзы
- Тросовые стопоры
- Швартовные вьюшки и банкеты
- Швартовные шпили
- Швартовные кранцы
- Швартовые утки
- Бросательные концы (выброски)
- Швартовые механизмы
- Линеметательное устройство
- Швартовные лебедки
- Техника безопасности
- Обслуживание швартовных устройств
Основные термины
К швартовым устройствам стоит отнести множество механизмов и приспособлений, которые находятся на верхней палубе, необходимых для удержания судна у причала, иных плавучих сооружений. Устройства также используются для передачи грузов и буксировки транспорта.
Сюда стоит отнести кнехты, киповые планки, швартовные тросы, вьюшки, банкеты, роульсы, клюзы, швартовные механизмы (турачки, лебедки, шпиль), а также вспомогательные приспособления (бросательные концы, кранцы, стопора, скобы).
Расположение планок, кнехтов, иного швартовного оборудование, а также его количество определяется по назначению и расположению судна, его конструктивных особенностей.
Все требования к механизмам и устройствам изложены в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС в разделах «Механизмы» и «Швартовые механизмы».
Швартовный трос (швартов)
На надводных и подводных судах в качестве швартов применяются стальные тросы с хорошей гибкостью, производимые согласно ГОСТ 3083-66 и 3071-66. Диаметр стального швартовного троса обычно исчисляется, исходя из класса корабля, его водоизмещения. Но сейчас они уже используются редко из-за плохой восприимчивости к динамическим нагрузкам, требуют огромной физической силы от работника. Сейчас на судах устанавливают устройства, диаметр которых колеблется в диапазоне от 19 до 28 миллиметров.
По требованию ГОСТ стальные швартовы должны иметь 144 проволоки, 7 сердечников. На автоматических лебедках тросы имеют 1 сердечник, 216 проволок.
Манильские или пеньковые тросы на судне диаметром от 60 до 100 миллиметров используются на катерах для травления вручную. На танкерах применяют шварты из искусственного волокна. Как правило, это капроновые тросы по ГОСТу 10293-67. Они не поддаются коррозии, легкие и упругие.
Синтетические швартовные тросы обладают хорошей гибкостью, устойчивы к перепадам температуры, погодным условиям. Они изготавливаются из однородных материалов – капрона, полипропилена, нейлона.
Популярностью пользуются устройства из териленового и полипропиленового материала. Они наилучшим образом способны зафиксировать судно, прочны, имеют меньшую упругость, безопасны во время рабочего процесса. Но такие швартовы должны пройти антистатическую обработку, реализовываться с наличием специального сертификата соответствия.
На вспомогательном транспорте ВМФ распространены швартовные тросы, утвержденные Регистром СССР. Длина троса должна равняться длине судна, а кормовой швартов должен оснащаться полной бухтой в 300 или 220 метров. На бросательных концах троса предусмотрены огоны в 1 метр. Огоны швартова фиксируются на обоих концах швартовы, так как в случае обрыва троса удобно было подать для буксира или берега другим концом.
При швартовке судна к причалу растительные или синтетические тросы выбрасывают на пристань с судна, которое приближается к берегу. На концах есть петли, которые фиксируются на швартовных палах непосредственно в порту. Конец троса отправляется на турачку лебедки или барабан шпиля. Тем самым транспорт подтягивается к береговой части. После того, как швартовка окончена, все тросы должны быть уложены рядом с кнехтами и закреплены.
Кнехты
К ним относятся парные тумбы в форме цилиндра из стали, фиксированные с корпусом судна на специальном фундаменте. Кнехты устанавливают в кормовой или носовой частях, редко в средней части палубы. Устройства бывают сварные, литые, крестовые. Их устанавливают на палубе относительно киповых планок, клюзов, швартовных механизмов.
Утки и битенги или одинарные кнехты используются в качестве крепления на катерах и шлюпках, малых кораблях, которые могут швартоваться у корпуса.
Киповые планки
К киповым планкам относятся специфические разомкнутые рамки, служащие направлением швартовому тросу, изготовлены из чугуна и литой стали. Производство конструкций основывается на ГОСТ 11264-65. Их изготавливают с одним, двумя, тремя роульсами либо без них.
Роульсы
Основное предназначение направляющих роульсов– снижение износа тросов. Палубные устройства монтируют вблизи швартовочных механизмов. Это позволяет избежать перекоса швартова на турачке.
Швартовные клюзы
Бортовые швартовные устройства представляют собой продолговатое или округлое отверстие в фальшборте с литой рамкой для установки троса. Швартовные клюзы палубные используются на палубах с леерами. Носовые и кормовые устройства нужны для буксировки и швартовки.
Тросовые стопоры
Нужны для стопорения швартов на момент их переноса на кнехты. Их устанавливают между киповой планкой и шпилем. Чаще всего применяют цепной стопор калибром от 5 до 10 миллиметров, который закрепляют к палубному обуху затяжной петлей. Во избежание деформации троса используют клиновые стопоры ли переносные стопоры, которые стопорят подвижным клином. На малых кораблях стопоры не используются, швартовы выбирают вручную.
Швартовные вьюшки и банкеты
К банкетам относятся площадки в виде решетки из дерева, где хранят громоздкие швартовы в бухтах.
Вьюшки также применяются для хранения швартовы, но меньшего объема. Швартовы стравливают ножным тормозом.
Швартовные шпили
Шпили используются для травления швартовых механизмов под нагрузкой. Головка шпиля установлена на верхней палубе, представляет собой специфический барабан с осью, вращается посредством электродвигателя.
У шпиля есть аварийный привод с вымбовками в гнездах. При отключении от баллера устройство удобно перевести на ручной привод. Электродвигатели управляются с помощью специальных контроллеров.
Швартовные кранцы
Чаще на судах применяются пневматические или деревянные кранцы. Мягкие кранцы хранят на палубе в плетеных корзинах. При работе кранец отправляется за борт, фиксируется в обязательном порядке.
Деревянный кранец – кусок дерева определенного диаметра, который подвешен за бортом. На крупных кораблях механизм изготавливается в виде плотика, который курсирует на поверхности воды. При низкой амортизации у таких устройств прекрасные показатели по прочности.
Для судов, которые отправляются в открытое море, чаще используются пневматические устройства. Состоят они из отдельных баллонов весом до 1800 килограммов. При работе механизм находится за бортом на плаву. При перемещении кранцов во время волн их фиксируют тросами из синтетического материала.
Швартовые утки
Представляют собой сварную или кованую конструкцию в виде двурогого механизма, которая используется для временной швартовки катеров и буксиров. Утки закрепляют у ватервейса или на фальшборте. В принципе механизм рассчитан на небольшие усилия.
Бросательные концы (выброски)
Выброска представляет собой трос из синтетики или растительных материалов длиной до 25 метров, на концах которой закреплен небольшой мешок с песком. Концы отправляются в шлаги, а потом отправляют на причал. Концы закрепляют за огоны швартова, а подача идет посредством буксирного клюза.
Швартовые механизмы
К швартовным механизмам стоит отнести брашпили, швартовые шпили, лебедки. В основной своей массе добывающие суда применяют механизмы с турачками. На современных судах из швартовых механизмов используются якорные лебедки, где швартовные барабаны установлены с общим гидроприводом.
Линеметательное устройство
Представляет собой груз с веревкой. Чаще всего груз фиксируется на трос, изготовленный из сверх прочных синтетических материалов.
Швартовные лебедки
Подразделяются на автоматические и простые устройства. Лебедки на автоматике устанавливают на определенное усилие с учетом погодных условий. Если усилие увеличивается, то механизм в автоматическом режиме перестраивается на травление. Если условия изменяются, то и автомат стоит перенастроить. Швартов находится на барабане автоматической лебедки с управлением. При полностью вытравленном швартове на автоматической лебедке должна срабатывать сигнализация. Контроль за эксплуатацией механизмов находится в руках у главных постов управления и контроля.
Техника безопасности
Сложные механизмы требуют соблюдения техники безопасности во время эксплуатации.
Перечислим некоторые пункты, за соблюдением которых стоит особо следить:
- Пуск в действие всех механизмов производится только после команды руководящего лица.
- Места проведения швартовных работ должны освещаться в обязательном порядке, независимо от времени суток, сезона, иных обстоятельств.
- Травить швартовные тросы разрешается только после дачи команды руководящего лица.
- Перед началом эксплуатации необходимо убедиться, что все швартовы исправны, а работа будет осуществляться в штатном режиме.
- Использовать стоит только исправные тросы, которые прошли соответствующую проверку.
- Во время подготовке к работе рекомендуется разнести все тросы: во время работы их будет труднее доставать из бухт.
- Во время проведения швартовных операций все посторонние лица должны покинуть место производства.
- Внутри шлагов разнесенного троса нельзя находиться, а при его подаче необходимо очищать от калышек.
- Швартовы запрещено крепить на турачках механизмов.
- По линии направления тяги лучше не стоять – это грозит аварийной ситуацией.
- При подаче бросательного конца лучше дать команду: «Берегись!»
- Вытравливающий трос не рекомендуется удерживать рукой или ногой.
- Травление тяжелого троса лучше вытравливать через кнехт.
- При накладывании троса на кнехт нужно убирать калышки.
- При отдаче стопора лучше находиться вы стороне, противоположной направлению швартовному тросу.
- При стравливании троса рекомендуется сбрасывать шлаги вперед от себя.
- Не стоит травить трос, если он находится у роульсов, киповых планок.
- При швартовных работах стоит сосредоточиться на процессе: запрещено перегибаться через фальшборт, держать руки на планшире, переходить с палубы судна на причал и наоборот.
- При работе с лименетательным механизмом линь должен находиться в стороне от человека.
- Под стальные тросы стоит подложить бруски из дерева, а под растительный трос – мат во избежание перетирания и излишнего трения.
- По окончании швартовных работ рекомендуется привести в порядок все механизмы и конструкции.
Обслуживание швартовных устройств
Все швартовные устройства должны периодически подвергаться проверке, быть в исправном состоянии. Клюзы, кнехты, планки и роульсы необходимо поддерживать в гладком скользящем состоянии. Роульсы и ролики должны вращаться с легкостью, их нужно постоянно смазывать. Рекомендуется как можно чаще проверять исправность цепных и тросовых стопоров.
Если судно оснащено швартовыми лебедками на автомате, то специалисты советуют периодически проверять и проворачивать механизмы, смазывать трущиеся детали.
Концы, кранцы, тросы, бросательные элементы следует всегда держать в сухом виде, а металлические части – лучше вовремя очищать.
Во время стоянки транспорта на швартовых служащим рекомендуется соблюдать следующие требования:
- Нельзя швартовые концы оставлять на швартовных барабанах брашпилей;
- Там, где уровень воды находится на непостоянной отметке, отмечаются сильные приливы, специалисты рекомендуют использовать синтетику или растительные тросы, как швартовные концы;
- При разгрузочно – погрузочных работах необходимо контролировать швартовы на момент равномерной обтяжки;
- Во время осадков фалини и швартовы из растительного сырья следует постоянно проверять на натяжку;
- При значительном ветре рекомендуется постоянно перетягивать швартовы;
- Специалисты, которые работают со швартовыми, должны быть снабжены рукавицами;
Если на растительном тросе замечены прелости, каболки, иная деформация, то его стоит заменить. Синтетический трос меняют, если повреждений насчитывается более 15%. Трос не должен иметь обрывов и торчащих кусков. Синтетический трос в работе подобен пружине, а потому при ослаблении оттяжки может произойти его сдвиг.
Синтетические тросы в бухте рекомендуется хранить в чехлах для защиты от солнца. Во избежание образования искр, синтетику лучше 1 раз в 2 месяца окатывать морской водой.
Стальные рабочие тросы всегда должны быть очищены от грязи, смазаны и просушены. Если обнаружена ржа на поверхности устройства, то необходимо зачистить участок стальной щеткой, а затем тировать.
Стальной швартова не должен изгибаться, а потому не рекомендуется пропускать несколько устройств в один клюз в одном и том же направлении, фиксировать на одиночных битенгах. Швартовы часто меняют ходовыми концами, чтобы они дольше не изнашивались.
При возобновлении судовой документации на право плавания корабля необходимо подавать швартовы для освидетельствования Инспекции Регистра.
Во время подхода судна к берегу специалисты должны проверить все механизмы на холостом ходу, а также состояние тросов. Необходимо вывесить за борт кранцы с соблюдением промежутка до двух метров между устройствами. Допустимо швартоваться бортом или кормовой частью к причалу, носовой частью тоже можно швартоваться, но только в экстренных случаях.
При швартовной операции береговой принимает брошенные тросы, а также набрасывает их на кнехты с берега или с борта другого судна. Далее включаются лебедки на корабле, он постепенно подтягивается к берегу.