Курсы судна относительно ветра
При движении парусного судна используются следующие названия курсов в зависимости от положения корпуса относительно ветра:
- Бейдевинд — движение против ветра, в диапазоне примерно от 45 до 80 градусов. При этом выделяют:
- Крутой бейдевинд — движение максимально «близко» (круто) к ветру, на грани заполаскивания шкаторин парусов. Скорость яхты относительно воды в этот момент низкая, а дрейф — снос корпуса вбок — максимальный.
- Полный бейдевинд — движение «дальше» от ветра (полнее). Скорость яхты при этом увеличивается по сравнению с крутым бейдевиндом.
- Галфвинд — движение под прямым углом ветра, в диапазоне примерно от 80 до 110 градусов. Это самый быстрый курс, при котором аэродинамика типичных яхтенных парусов работает в полную силу.
- Бакштаг — движение под углом к ветру, дующему со стороны кормы. Выделяют:
- Крутой бакштаг — движение круче к ветру, ближе к галфинду
- И полный бакштаг — движение полнее к ветру, ближе к фордевинду
- Фордевинд — движение строго вместе с ветром в одну сторону (ветер дует в корму). Для яхт с косыми парусами аэродинамика паруса не играет никакой роли, влияет только площадь парусов и пассивная парусность корпуса, поэтому это приводит к достаточно низкой скорости. Дрейф отсутствует.
Поворот оверштаг
Поворот оверштаг — это смена галсов, при котором линия ветра пересекается носом яхты.
Делается энергично, чтобы не допустить остановки яхты в положении левентик.
Процесс
- В случае слабого ветра и движении в острый/гоночный бейдевинд, можно немного увалить яхту к полному бейдевинду, чтобы она набрала бо́льшую скорость.
- Незадолго перед поворотом подать команду «Приготовиться к повороту!», чтобы команда заняла места у лебедок, гика-шкота и т.п.
- Когда команда готова к повороту, предварить его командой «Поворот оверштаг!».
- Одновременно с этим энергично повернуть руль судна.
- Когда стаксель начинает заполаскиваться, матрос на лебедке со стаксель-шкотом, удерживающим его должен энергично сбросить шкот полностью. При неопытном экипаже, для этого стоит отдать команду «Сбросить правый (левый) стаксель-шкот!»
- Матрос на другой лебедке накидывает противоположный стаксель-шкот на один оборот и руками энергично выбирает его. При неопытном экипаже — «Выбрать левый (правый) стаксель-шкот!»
- Как только сил перестает для выбирания стакселя, матрос накидывает еще минимум два оборота, а другой с помощью ручки набивает стаксель-шкот втугую. При неопытном экипаже необходимо руководить процессом, отдавая команды «Выбираем еще!», «Выбрать втугую!» или «Достаточно выбирать!»
- При пересечении линии ветра рулевой начинает возвращать перо руля в ДП, чтобы не допустить ухода яхты в галфвинд — в среднем, угол поворота оверштаг должен равняться 90º.
Риски
При слишком медленном повороте яхта может слишком сильно потерять скорость и остаться в положении левентик и полностью остановиться. Яхта перестанет слушаться руля, и придется потравить один из парусов, чтобы яхту развернуло на нужный или исходный галс. В некоторых случаях, в зависимости от течения, ветра и конфигурации яхты, может помочь положить руль обратно на другой борт, чтобы вернуться на исходный галс. Далее яхта наберет скорость и можно попробовать повторить поворот.
Слишком быстрое сбрасывание стаксель-шкота в начале поворота приводит к большей потере скорости (что критично в гонках), а, значит, и большему риску попадания в положение левентик (что критично в принципе, особенно при плавании в узкостях или при расхождениях). Поэтому перенос стакселя нужно делать быстро, только когда он начинает заполаскиваться и работать при повороте.
Слишком большой угол поворота уведет яхту из бейдевинда в галфвинд, что приведет к избыточному крену (или вообще положит небольшую яхту в сильный ветер) и необходимости травить стаксель- и гика-шкоты, а также, в гонках, потере времени и чрезмерному уходу с линии генерального курса.
Нюансы
При повороте оверштаг часто команду произносят в кратком виде, только «Поворот!» (без упоминания оверштага).
Иногда имеет смысл увалиться чуть больше после поворота, чем нужно, так как яхта потеряла ход и ей нужно набрать скорость. Поэтому нужно выбрать стаксель-шкот не полностью. Но после того, как ход набран, привестись острее к ветру и выбрать стаксель-шкот втугую.
Поворот через фордевинд
Поворот через фордевинд — маневр, совершаемый яхтой, при котором смена галсов происходит пересечением линии ветра кормой, то есть когда ветер дует вначале в один бок, затем в корму, затем в другой.
Этот маневр является более опасным по сравнению с поворотом оверштаг, так как при неверном исполнении есть риск непроизвольного перебрасывания гика с одного борта на другой, что грозит травмами, повышенной нагрузкой на рангоут и даже сломанной мачтой.
Ключевое правило: маневр совершается медленно и осторожно, при небольшом ветре.
Описание поворота через фордевинд
- Перед маневром команде отдается команда «Приготовиться к повороту через фордевинд»
- Команда берет на руки стаксель-шкоты и гика-шкот.
- Рулевым отдается команда «Гик в ДП!», по которой гика-шкот выбирается втугую, располагая гик и грот в диаметральной плоскости судна. Рулевой плавно начинает медленный поворот судна так, чтобы яхта заняла курс относительно ветра фордевинд, т.е. ветер оказался с кормы к моменту положения гика в ДП.
- После того, как яхта пересечет линию ветра — в этот момент грот изменит свой изгиб на другой борт — отдается команда «Травить гика-шкот!». член экипажа начинает уверенным и быстрым движением вытравливать гика-шкот, чтобы гик как можно быстрее ушел на другой борт. Параллельно могут отдаваться последовательно команды «Сбросить левый (правый) стаксель-шкот!», «Выбирать правый (левый) стаксель-шкот!». Стаксель переходит на другой борт по мере завершения поворота.
Риски
- Чем сильнее ветер, тем рискованнее делать поворот через фордевинд. При среднем и сильном ветре рекомендуется делать коровий оверштаг, при котором смена галсов происходит как при оверштаге, при этом яхта совершает оборот больше чем на 180º.
- Пересечение линии ветра должно происходить по возможности плавно, чтобы снизить вероятность резкого переброса гика из одного положения в другое, при котором возникает большая нагрузка на рангоут. Руками перебрасываемый гик удержать при среднем ветре не получится — более того, велик риск травмы. Если гика-шкот начинает свое движение, немного затормозить его можно схватив мотки гика-шкота посередине между гиком и погоном и создав небольшое натяжение. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не быть травмированным.
- Если недостаточно быстро сбрасывать гика-шкот после пересечения линии ветра, есть вероятность, что небольшие порывы ветра или набегающие волны снова переведут яхту на другой галс и произойдет обратный переброс гика. Это не так опасно, так как гика-шкот еще достаточно сильно выбран, но все же может создать лишний хлопок паруса и повредить его. Чем дальше гик от ДП — тем менее вероятен риск переброса при положении судна на курсе бейдевинд и фордевинд и небольшом волнении.