Маневрирование судна, повороты оверштаг, фордевинд

Расхождения судов по МППСС Управление судном

Курсы судна относительно ветра

Расхождения судов по МППСС

При движении парусного судна используются следующие названия курсов в зависимости от положения корпуса относительно ветра:

  • Бейдевинд — движение против ветра, в диапазоне примерно от 45 до 80 градусов. При этом выделяют:
    • Крутой бейдевинд — движение максимально «близко» (круто) к ветру, на грани заполаскивания шкаторин парусов. Скорость яхты относительно воды в этот момент низкая, а дрейф — снос корпуса вбок — максимальный.
    • Полный бейдевинд — движение «дальше» от ветра (полнее). Скорость яхты при этом увеличивается по сравнению с крутым бейдевиндом.
  • Галфвинд — движение под прямым углом ветра, в диапазоне примерно от 80 до 110 градусов. Это самый быстрый курс, при котором аэродинамика типичных яхтенных парусов работает в полную силу.
  • Бакштаг — движение под углом к ветру, дующему со стороны кормы. Выделяют:
    • Крутой бакштаг — движение круче к ветру, ближе к галфинду
    • И полный бакштаг — движение полнее к ветру, ближе к фордевинду
  • Фордевинд — движение строго вместе с ветром в одну сторону (ветер дует в корму). Для яхт с косыми парусами аэродинамика паруса не играет никакой роли, влияет только площадь парусов и пассивная парусность корпуса, поэтому это приводит к достаточно низкой скорости. Дрейф отсутствует.

Поворот оверштаг

Поворот оверштаг — это смена галсов, при котором линия ветра пересекается носом яхты.

Делается энергично, чтобы не допустить остановки яхты в положении левентик.

Процесс

  1. В случае слабого ветра и движении в острый/гоночный бейдевинд, можно немного увалить яхту к полному бейдевинду, чтобы она набрала бо́льшую скорость.
  2. Незадолго перед поворотом подать команду «Приготовиться к повороту!», чтобы команда заняла места у лебедок, гика-шкота и т.п.
  3. Когда команда готова к повороту, предварить его командой «Поворот оверштаг!».
  4. Одновременно с этим энергично повернуть руль судна.
  5. Когда стаксель начинает заполаскиваться, матрос на лебедке со стаксель-шкотом, удерживающим его должен энергично сбросить шкот полностью. При неопытном экипаже, для этого стоит отдать команду «Сбросить правый (левый) стаксель-шкот!»
  6. Матрос на другой лебедке накидывает противоположный стаксель-шкот на один оборот и руками энергично выбирает его. При неопытном экипаже — «Выбрать левый (правый) стаксель-шкот!»
  7. Как только сил перестает для выбирания стакселя, матрос накидывает еще минимум два оборота, а другой с помощью ручки набивает стаксель-шкот втугую. При неопытном экипаже необходимо руководить процессом, отдавая команды «Выбираем еще!», «Выбрать втугую!» или «Достаточно выбирать!»
  8. При пересечении линии ветра рулевой начинает возвращать перо руля в ДП, чтобы не допустить ухода яхты в галфвинд — в среднем, угол поворота оверштаг должен равняться 90º.

Риски

При слишком медленном повороте яхта может слишком сильно потерять скорость и остаться в положении левентик и полностью остановиться. Яхта перестанет слушаться руля, и придется потравить один из парусов, чтобы яхту развернуло на нужный или исходный галс. В некоторых случаях, в зависимости от течения, ветра и конфигурации яхты, может помочь положить руль обратно на другой борт, чтобы вернуться на исходный галс. Далее яхта наберет скорость и можно попробовать повторить поворот.

Слишком быстрое сбрасывание стаксель-шкота в начале поворота приводит к большей потере скорости (что критично в гонках), а, значит, и большему риску попадания в положение левентик (что критично в принципе, особенно при плавании в узкостях или при расхождениях). Поэтому перенос стакселя нужно делать быстро, только когда он начинает заполаскиваться и работать при повороте.

Слишком большой угол поворота уведет яхту из бейдевинда в галфвинд, что приведет к избыточному крену (или вообще положит небольшую яхту в сильный ветер) и необходимости травить стаксель- и гика-шкоты, а также, в гонках, потере времени и чрезмерному уходу с линии генерального курса.

Нюансы

При повороте оверштаг часто команду произносят в кратком виде, только «Поворот!» (без упоминания оверштага).

Иногда имеет смысл увалиться чуть больше после поворота, чем нужно, так как яхта потеряла ход и ей нужно набрать скорость. Поэтому нужно выбрать стаксель-шкот не полностью. Но после того, как ход набран, привестись острее к ветру и выбрать стаксель-шкот втугую.

Поворот через фордевинд

Поворот через фордевинд — маневр, совершаемый яхтой, при котором смена галсов происходит пересечением линии ветра кормой, то есть когда ветер дует вначале в один бок, затем в корму, затем в другой.

Этот маневр является более опасным по сравнению с поворотом оверштаг, так как при неверном исполнении есть риск непроизвольного перебрасывания гика с одного борта на другой, что грозит травмами, повышенной нагрузкой на рангоут и даже сломанной мачтой.

Ключевое правило: маневр совершается медленно и осторожно, при небольшом ветре. 

Описание поворота через фордевинд

  1. Перед маневром команде отдается команда «Приготовиться к повороту через фордевинд»
  2. Команда берет на руки стаксель-шкоты и гика-шкот.
  3. Рулевым отдается команда «Гик в ДП!», по которой гика-шкот выбирается втугую, располагая гик и грот в диаметральной плоскости судна. Рулевой плавно начинает медленный поворот судна так, чтобы яхта заняла курс относительно ветра фордевинд, т.е. ветер оказался с кормы к моменту положения гика в ДП.
  4. После того, как яхта пересечет линию ветра — в этот момент грот изменит свой изгиб на другой борт — отдается команда «Травить гика-шкот!». член экипажа начинает уверенным и быстрым движением вытравливать гика-шкот, чтобы гик как можно быстрее ушел на другой борт. Параллельно могут отдаваться последовательно команды «Сбросить левый (правый) стаксель-шкот!», «Выбирать правый (левый) стаксель-шкот!». Стаксель переходит на другой борт по мере завершения поворота.

Риски

  1. Чем сильнее ветер, тем рискованнее делать поворот через фордевинд. При среднем и сильном ветре рекомендуется делать коровий оверштаг, при котором смена галсов происходит как при оверштаге, при этом яхта совершает оборот больше чем на 180º.
  2. Пересечение линии ветра должно происходить по возможности плавно, чтобы снизить вероятность резкого переброса гика из одного положения в другое, при котором возникает большая нагрузка на рангоут. Руками перебрасываемый гик удержать при среднем ветре не получится — более того, велик риск травмы. Если гика-шкот начинает свое движение, немного затормозить его можно схватив мотки гика-шкота посередине между гиком и погоном и создав небольшое натяжение. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не быть травмированным.
  3. Если недостаточно быстро сбрасывать гика-шкот после пересечения линии ветра, есть вероятность, что небольшие порывы ветра или набегающие волны снова переведут яхту на другой галс и произойдет обратный переброс гика. Это не так опасно, так как гика-шкот еще достаточно сильно выбран, но все же может создать лишний хлопок паруса и повредить его. Чем дальше гик от ДП — тем менее вероятен риск переброса при положении судна на курсе бейдевинд и фордевинд и небольшом волнении.
Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

четыре × 4 =