Подъем грота
Пошаговая инструкция по постановке (подъему) грота при условии, что парус уже установлен, но зачехлен.
Подготовка
Перед постановкой грота необходимо подговить его и бегучий такелаж, связанный с гротом:
- Если гик был подвязан к леерам — отвяжите его.
- Переведите погон гика-шкота в среднее положение и отрегулируйте топенант гика так, чтобы экипажу было комфортно расчехлять парус. Для этого топенант обычно удерживает гик на уровне между поясом и коленями, но зависит от конструкции и габаритов яхты.
- Cнимите с паруса чехол или отвяжите сезени, удерживающие парус на гике.
- Прикрепите к верхнему углу паруса грота фал, если он был ранее снят.
- Разберите конец грота фала, если он был закреплен на лебедке, снимите стопор (при наличии).
- После этого травится топенант гика, а один из членов экипажа удерживает гик на руках.
Параллельно с этими процедурами яхта обычно выводится на открытую воду, где её можно будет сориентировать в положении левентик — в процессе подъема паруса он не должен быть наполнен ветром, а гик должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы не травмировать и не выбросить за борт членов команды.
Постановка
Далее, когда все этапы выполнены, двое членов экипажа (число может варироваться) занимают место у лебедки грота-фала и громко сообщают о готовности к подъему паруса — «К постановке грота готовы».
Убедившись в готовности всех членов экипажа, капитан отдает приказ «Ставим грот». После этого члены экипажа начинают выбирать грота-фал, поднимая парус — вначале руками, а затем, втугую, с помощью лебедки.
Когда парус поднят — об этом можно судить по ровной передней шкаторине грота — грота-фал стопорится.
Один из членов экипажа собирает свободный конец фала в бухту и вывешивает её на утку или лебедку, чтобы не мешать.
Другой член экипажа втугую выбирает оттяжку гика.
Спуск грота
Пошаговая инструкция по спуску грота.
В целом спуск грота — операция, диаметрально противоположная подъему грота. При этом она отличается в некоторых этапах, поэтому она требует отдельного рассмотрения.
Подготовительные этапы
Перед спуском грота необходимо выполнить следующие действия:
- Запустить двигатель
- Освободить концы фалов, если они подвязаны, чтобы в любой момент быть готовым отдать их.
- Занять положение левентик и расположить гик в ДП с помощью гика-шкота — чтобы гик не ходил в стороны и не травмировал членов экипажа.
- Потравить оттяжку гика
- Выбрать топенант гика, чтобы избежать падения гика на палубу.
- Члены экипажа занимают места у гика
Основные этапы спуска грота
- Один из членов экипажа отдает грота-фал.
- Сразу после этого начинается спуск грота, хватая его за переднюю шкаторину и опуская руками вниз энергичными движениями — чем быстрее грот будет спущен, тем меньше вероятность его повреждения от хлопания, особенно при сильном ветре. Обычно эта операция делается двумя членами экипажа, стоящими по разные стороны от вертлюга гика.
- По мере спуска грота, другие помощники начинают аккуратно укладывать грот «гармошкой» на гик, чтобы парус не был измят и не образовывались острые складки, которые приводят к сильному износу.
- Если нижняя шкаторина имеет большую длину или дует сильный ветер, по мере спуска грота один из членов экипажа начинает обвязывать сезнем грот вокруг гика, чтобы избежать его падения на палубу. В противном случае это делается после того, как грот сложен гармошкой.
- Далее поверх грота укладывается и обвязывается чехол.
- После спуска грота, остаток грота-фала собирается и фиксируется на лебедке или утке мачты.