Грот — базовые операции с парусом на яхте

Управление судном

Подъем грота

Пошаговая инструкция по постановке (подъему) грота при условии, что парус уже установлен, но зачехлен.

Подготовка

Перед постановкой грота необходимо подговить его и бегучий такелаж, связанный с гротом:

  • Если гик был подвязан к леерам — отвяжите его.
  • Переведите погон гика-шкота в среднее положение и отрегулируйте топенант гика так, чтобы экипажу было комфортно расчехлять парус. Для этого топенант обычно удерживает гик на уровне между поясом и коленями, но зависит от конструкции и габаритов яхты.
  • Cнимите с паруса чехол или отвяжите сезени, удерживающие парус на гике.
  • Прикрепите к верхнему углу паруса грота фал, если он был ранее снят.
  • Разберите конец грота фала, если он был закреплен на лебедке, снимите стопор (при наличии).
  • После этого травится топенант гика, а один из членов экипажа удерживает гик на руках.

Параллельно с этими процедурами яхта обычно выводится на открытую воду, где её можно будет сориентировать в положении левентик — в процессе подъема паруса он не должен быть наполнен ветром, а гик должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы не травмировать и не выбросить за борт членов команды.

Части паруса

Постановка

Далее, когда все этапы выполнены, двое членов экипажа (число может варироваться) занимают место у лебедки грота-фала и громко сообщают о готовности к подъему паруса — «К постановке грота готовы».

Убедившись в готовности всех членов экипажа, капитан отдает приказ «Ставим грот». После этого члены экипажа начинают выбирать грота-фал, поднимая парус — вначале руками, а затем, втугую, с помощью лебедки.

Когда парус поднят — об этом можно судить по ровной передней шкаторине грота — грота-фал стопорится.

Один из членов экипажа собирает свободный конец фала в бухту и вывешивает её на утку или лебедку, чтобы не мешать.

Другой член экипажа втугую выбирает оттяжку гика.

Спуск грота

Пошаговая инструкция по спуску грота.
В целом спуск грота — операция, диаметрально противоположная подъему грота. При этом она отличается в некоторых этапах, поэтому она требует отдельного рассмотрения.

Подготовительные этапы

Перед спуском грота необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить двигатель
  2. Освободить концы фалов, если они подвязаны, чтобы в любой момент быть готовым отдать их.
  3. Занять положение левентик и расположить гик в ДП с помощью гика-шкота —  чтобы гик не ходил в стороны и не травмировал членов экипажа.
  4. Потравить оттяжку гика
  5. Выбрать топенант гика, чтобы избежать падения гика на палубу.
  6. Члены экипажа занимают места у гика

Основные этапы спуска грота

  1. Один из членов экипажа отдает грота-фал.
  2. Сразу после этого начинается спуск грота, хватая его за переднюю шкаторину и опуская руками вниз энергичными движениями — чем быстрее грот будет спущен, тем меньше вероятность его повреждения от хлопания, особенно при сильном ветре. Обычно эта операция делается двумя членами экипажа, стоящими по разные стороны от вертлюга гика.
  3. По мере спуска грота, другие помощники начинают аккуратно укладывать грот «гармошкой» на гик, чтобы парус не был измят и не образовывались острые складки, которые приводят к сильному износу.
  4. Если нижняя шкаторина имеет большую длину или дует сильный ветер, по мере спуска грота один из членов экипажа начинает обвязывать сезнем грот вокруг гика, чтобы избежать его падения на палубу. В противном случае это делается после того, как грот сложен гармошкой.
  5. Далее поверх грота укладывается и обвязывается чехол.
  6. После спуска грота, остаток грота-фала собирается и фиксируется на лебедке или утке мачты.
Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

девять − 5 =