Древнегреческие корабли: технологии судостроительства

История

Древняя Греция (Эллада) – античное государство, расположенное на Балканском полуострове и островах Эгейского моря. Уникальная география предопределила становление цивилизации эллинов как непревзойдённых мореплавателей, корабелов, купцов и воинов.

Значение флота в развитии древнегреческой цивилизации

На Эгейском побережье судоходство зарождается в IX в. до н.э. В VIII-VI вв. до н.э. оно становится жизненно необходимым. В этот период древние греки уже совершали дальние плавания. В начале V в. до н.э. у греков было около трёхсот хорошо оснащённых военных кораблей. Хотя государству их строительство обошлось недёшево.

Именно мореплаватель из Эллады Пифей совершил путешествие по берегам Северной Европы и за полярный круг. Он стал первым греком, описавшим северное сияние. Произошло это удивительное событие в IV в. до н.э.

Древнегреческий флот в основном был представлен военными и торговыми кораблями. Первоначально они предназначались для пе­ре­воз­ки войск и транс­пор­ти­ров­ки гру­зов. Позднее, когда эллины начинают вести морские войны и устанавливают торговые связи между полисами, флот используется для поражения морских целей противника и экспортной торговли. Бурное развитие военного греческого флота относится ко времени греко-персидских войн в V в. до н.э.

Без наличия флота стало бы невозможным существование такой мощной и влиятельной цивилизации, как Древняя Греция.

Древнегреческие корабли: технологии судостроительства

Особенности судостроения в Древней Греции

Опыт судостроения эллины во многом заимствовали у финикийцев, добавив свои технологии. По данным некоторых исследователей, они сумели наладить серийное строительство методом «от противного»: корабли греки строили, начиная с обшивки.

Они же стали первыми делать на ней парные швы. А ещё – натирали её жиром. Сама обшивка была из бука, киль – дубовым, шпангоуты мастерили из акации, на рангоут шла сосна, а для мачт, реи и вёсел использовалась ель.

Вёсла укреплялись балками. Для защиты от волн устанавливали фальшборт.

Учёные считают, что и изобретение паруса принадлежит именно грекам. Поначалу паруса были прямоугольными, позже корабелы стали использовать трапециевидную форму. Но даже усовершенствованный парус можно было использовать только при попутном ветре.

Одна из важнейших проблем раннего кораблестроения – необходимость выбора между длиной судна, его скоростью и прочностью. Для увеличения вёсельной силы одноярусного корабля требовалось увеличивать его длину, позволяющую вместить как можно больше гребцов, однако технологии пока не позволяли строить длинные и при этом надёжные корабли. Поэтому первые суда приходилось сильно зауживать, что также снижало их прочность, не говоря уже о стеснениях в работе гребцов.

Роль портов в торговой жизни страны

В VI в. до н.э. морская торговля охватывает все районы Средиземного и Чёрного морей. С усилением влияния в мире Греция начинает сооружать порты, гавани и судоверфи.

Столица Эллады не была изначально портовым городом. Находящийся в 6 км от Афин порт Пирей приобрёл своё значение лишь в V в. до н.э. Для защиты гавани греки окружили её Длинными стенами, соединив с Афинами. Доки и верфи, находившиеся раньше за чертой города, стали его частью.

Пирей выполнял функции не только купеческой гавани, но и транзитного пункта. У Афин был также мощный военный флот, который насчитывал несколько сотен судов. В Пирее стояли как военные, так и торговые суда. Здесь же эти корабли и строили.

Афинский порт Пирей в V веке до н. э.
Афинский порт Пирей в V веке до н. э.

На верфи одновременно могли находиться несколько судов. Деньги же на строительство собирали сами горожане.

В современном Пирее, на набережной Мутсопулу, расположен Греческий морской музей. Его экспонаты: модели судов, флаги и карты — рассказывают о 30-вековой истории мореплавания Греции. Здесь выставлен и фрагмент стены, построенной вокруг Пирея в 5 в. до н.э.

Наряду с Афинами существовали и другие важные центры торговли и судостроения, расположенные на главных морских путях:

  • Коринф (самый богатый после Афин город);
  • Родос (самый важный пункт транзитной торговли в Средиземноморье);
  • Сиракузы;
  • Эретрия («город гребцов»);
  • Саламин.

Древние греки утверждали, что диеру впервые построили эретрийцы, триеру смастерили в Коринфе, пентеру — в Саламине, а гексера появилась благодаря сиракузцам.

Древнегреческие торговые суда

В V и IV вв. до н. э. торговый флот уже имел некоторое число кораблей водоизмещением до 100 тонн. С V по II вв. до н. э. регулярные перевозки зерна осуществлялись судами грузоподъёмностью в 100—150 тонн. Во II в. до н.э. происходит увеличение тоннажа кораблей, и к I в. н.э. их водоизмещение составляет уже от 150 до 350 тонн.

Торговые корабли при попутном ветре приводились в движение парусом (в особенно ветреную погоду скорость составляла до пяти узлов), и лишь в безветрие – вёслами, поэтому требовали не такого затратного применения рабочей силы, как военные, хотя и не умели так маневрировать. Главным требованием стала вмести­тель­ность, скорость же отошла на второй план.

Торговые суда обзавелись трюмом, а в качестве балласта использовали песок.

Самые известные типы торговых судов:

  • лембы – одномачтовые, с парусом, закреплённым на рее;
  • келеты – с трюмом большой вместимости;
  • керкуры – лёгкие парусные суда, внутреннее пространство корпуса которых делилось на трюмы.

С помощью вместительных судов Афины экспортировали в амфорах вино, оливковое масло, шерсть, оружие и серебро. В Грецию же доставляли зерно, корабельный лес, олово, бронзу, воск, папирус, льняные ткани и кожу, изделия из фаянса и слоновую кость.

Древнегреческие корабли: технологии судостроительства

История боевых кораблей античности

Слово «боевой» для ранних древнегреческих кораблей используется весьма условно. Суда времён Троянской войны (XII в. до н.э.) были беспалубными, а грузоподъёмность была небольшой, ведь их приходилось вытаскивать на берег. Единственным надёжным способом ведения боя был абордаж.

В греческих морях первые военные корабли появились в VIII — начале VII в. до н.э. Среди них были собственно военные корабли и войсковой транспорт. Войсковой транспорт, перевозящий пехоту, назывался гоплитагагосом; корабль, перевозивший конницу – гиппагагосом.

Военные корабли имели парус, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на вёсельном ходу – тогда паруса за ненадобностью сворачивались.

В качестве главного оружия своих боевых кораблей эллины выбрали таранный удар, в котором достигли большого мастерства. Надводный таран устанавливали на носу корабля, подводный (эмболон) представлял собой продолжение носа длиной 3 м. Он предназначался для удара в нижнюю часть борта вражеского судна.

Форму головы дельфина таран имел в судах, именующихся монерами.

Форму головы дельфина таран имел в судах, именующихся монерами.

Монеры – одноярусные, манёвренные, отважные

Самые простые по форме монеры (римляне именовали их униремами) составляли основу флота греков при осаде Трои. Это военные беспалубные корабли с одним ярусом, где гребцы сидят в ряд по обоим бортам. Оснащение монеры состояло из 12 пар вёсел, на каждом — по 2 гребца.

Первые монеры строились для разведки, которую могло вести только лёгкое и манёвренное судно.

Монеры могли утяжеляться вёслами. Так, в XII-VIII вв. до н.э. наиболее используемые монеры – это:

  • триаконтор – 30-вёсельный корабль;
  • пентеконтор – 50-вёсельный корабль.

Триаконтор

Триаконтор был судном с помостом, над которым крепились устрашающие деревянные рога (иногда — щупальца Медузы Горгоны). Оконечность кормы была выполнена в виде хвоста дракона. Триаконтор был более прочным, чем пентеконтор, но менее быстрым: из-за высоких опор вёсла входили в воду почти перпендикулярно.

Древнегреческий корабль - Триаконтор
Древнегреческий корабль — Триаконтор

Пентеконтор

Пентеконторы располагали 25-ю рядами вёсел, поддерживаемых балками. Длина судна — около 30 метров. 50 гребцов по-прежнему сидели в ряд, на расстоянии 1 м. Масса за счёт вёсел и гребцов возросла, по сравнению с менее нагруженными монерами, что давало возможность пентеконтору успешно таранить небольшие суда. При этом скорость судна могла достигать 9,5 узлов.

Со временем на пентеконторах стали надстраивать палубу, которая служила защитой от солнца и вражеских снарядов.

Древнегреческий корабль - Пентеконтор
Древнегреческий корабль — Пентеконтор

Упоминания о монерах и их многовёсельных разновидностях можно встретить на протяжении всей дальнейшей истории войн в Средиземном море. А с момента появления диеры монерами стали называть все корабли с одним рядом вёсел.

Диера – великий прорыв в военном искусстве эллинов

Диера (лат. бирема) известна с VIII в. до н.э. Это судно с двумя рядами вёсел.

Бирема - греческий военный корабль. Макет 1:50
Бирема — греческий военный корабль. Построен около 1260 года до нашей эры. Длина 23.5м., ширина 4.5м. Команда: 50 гребцов, 10 матросов, 20 воинов. Макет 1:50.

Изобретение просто, как всё гениальное. Чтобы увеличить скорость кораблей, не увеличивая количество гребцов и, как следствие, длину судна – античные инженеры просто разместили дополнительные вёсла вторым ярусом.

Диеры стали основной силой флота Эллады, превзойдя в функциональности, скорости и манёвренности старые корабли. Встреча диеры с пентеконтором стала бы фатальна для последнего, и вот почему:

  • Диера намного более вместительна, в результате чего вместо гребцов-воинов можно было усадить в неё и тех, и других, что позволяло не отвле­кать гребцов от вёсел в случае схватки.
  • Защищенность диеры была выше. Чтобы её протаранить, неприятельскому кораблю пришлось бы преодолеть сопротивление в два раза большего количества вёсел, чем прежде.
  • Более высокий борт диеры препятствовал абордажному бою. Кроме того, во время сражения на своём борту гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время как остальные продолжали маневрирование.
Древнегреческий военный корабль - Диера
Древнегреческий военный корабль — Диера

Диеру можно назвать первым кораблём, специально разработанным для уничтожения морских целей противника. А удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования к синхронизации движения вёсел и мореходным навыкам.

Позднее, с появлением новых типов кораблей, диеры перестали вызывать трепет у врагов, однако всё равно использовались в ходе сражений. Ведь количество рабочей силы на диерах было оптимальным, а обученных гребцов всегда не хватало.

Следующий шаг морские инженеры сделали уже смелее: принципиальное решение было найдено, оставалось идти дальше в развитии военных технологий.

Триера – высшее достижение кораблестроения Древней Греции

Триера почти сразу после появления стала главной ударной силой греческого флота. Её боялись враги, которые не раз сталкивались с ней в бою.

Во время сражения при Саламине в 480 г. до н.э. греки, имея всего лишь 380 триер, разгромили персов, у которых было 1200 кораблей.

Сражение при Саламине в 480 г. до н.э

Первая триера (лат. трирема) была построена около 650 г. до н.э. в Коринфе Амейноклом. Название корабль получил за три ряда вёсел. Длина триеры колебалась от 35 до 45 метров, а ширина — от 5 до 6 метров.

Общее количество вёсел на таком судне могло достигать 170. Вёсла размещались в 3 ряда: на верхнем ряду было 62 весла, а на среднем и нижнем — по 54. Вёсла второго и третьего ярусов двигались на уключинах, первого -проходили сквозь люки в бортах. Вёсла имели одинаковую длину, и лопасти всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.

Древнегреческий военный корабль - Триера
Древнегреческий военный корабль — Триера

Экипаж состоял из 200 человек, где кроме гребцов, были 20 матросов и 12 солдат (гоплитов и лучников).

  • Самые сильные гребцы — траниты — размещались на верхней палубе;
  • гребцов среднего ряда называли зигитами;
  • нижним ярусом правили таламиты.

Скорость триеры на вёслах составляла 7 — 8 узлов (14,8 км/час), но все три ряда вёсел работали только во время боя.

Поворотливость триеры обеспечивалась двумя широкими рулями в виде двух  вёсел, по одному с каждого борта.

Якорь, в сравнении с размерами триеры, был небольшим. Однако якорями пользовались редко: при остановках корабль вытягивали на берег.

На носу располагался таран, обитый бронзой. Над ним могли размещаться железные рогатины для разрушения надводной части борта вражеского судна.

Основными преимуществами триер были их более высокая скорость и многочисленный экипаж, что позволяло быстро настигать корабли противника и вести наступательную тактику в бою.

Наследники диер и триер – боевые тяжеловесы

Диеры и триеры несколько веков оставались самыми популярными военными древнегреческими кораблями. Однако греки пошли в развитии кораблестроения ещё дальше и построили на основе триеры военный корабль с пятью гребцами на 3 ряда вёсел – пентеру.

Расположение гребцов на триере (1) и пентере (2)
Расположение гребцов на триере (1) и пентере (2)

Но пентера, хотя и стала более массовым боевым плавсредством, не была единственным творением смелой мысли античных корабелов.

В зависимости от того, как назывались древнегреческие корабли, можно судить о том, сколько гребцов на них располагалось.

Помимо пентеры, существовали такие вариации «двух-трёхъярусников»:

  • Тетрера – 4 гребца на 2 ряда вёсел;
  • Гексера – 6 гребцов на 3 ряда вёсел;
  • Гептера – 7 гребцов на 2-3 ряда вёсел;
  • Октера – 8 гребцов на 3 ряда вёсел;
  • Нонера – 9 гребцов на 3 ряда вёсел;
  • Децера – 10 гребцов на 3 ряда вёсел.

Выглядели они солидно и устрашающе. Огромные децеры, например, были на вооружении у полководца Александра Македонского.

Древнегреческий военный корабль - Гептера
Древнегреческий военный корабль — Гептера

В результате получились очень тяжёлые, защищённые со всех сторон вёслами, но неповоротливые корабли, настоящие монстры морей. На них можно было разместить башни для штурма, мощное метательное вооружение, катапульты и орудия для береговой обороны. И даже для сохра­не­ния той же скорости, не говоря уже об её увеличении, нужно было задействовать всё большее число гребцов. В итоге утрачивалось рациональное зерно использования таких исполинов в морских сражениях.

Триера «Олимпия» – современная реплика легендарного корабля

Для любителей старинных греческих кораблей образцом мастерства судостроителей может стать триера «Олимпия».

Уже в XX веке в Греции, в Пирее сумели воссоздать древний корабль в натуральную величину. «Олимпия» является единственным полностью функциональным кораблём с экипажем в 200 человек. Корабль несколько раз проходил испытания, в ходе которых команда из 170 человек смогла разогнать его до скорости 17 км/ч. С 2004 г. триера выставлена в доке недалеко от Афин в качестве музейного экспоната, демонстрирующего преимущества древнегреческих кораблей.

Опыты с «Олимпией» показали: несмотря на невысокую скорость, триера была достаточно мощным кораблем. Дальнейшее изучение вопроса позволит понять тактику использования флота в древнем Средиземноморье, которая определила ход всей истории Древней Греции.

Светлана Федоренкова

Образование: ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет", историк. Опыт работы: Младший научный сотрудник Курского государственного областного музея археологии, Курская региональная общественная организация «Культурно-просветительское общество «Возрождение».

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

четыре − 3 =