Технологии NAVTEX, назначение, компоненты, принципы работы

Навигация и лоция

NAVTEX (от Navigational Telex — навигационный телекс) — международная система навигационных и метеорологических сообщений. Является элементом ГМССБ (GMDSS). Cистема автоматической передачи навигационной информации для судов. Она была разработана для улучшения безопасности судоходства и обеспечения своевременной информации о погоде, опасных зонах, прогнозах и других критически важных сообщениях.

Описание системы НАВТЕКС

Система NAVTEX состоит из станций на берегу, которые передают информацию с помощью электронных сигналов на суда. Эти станции обслуживают определенные зоны и могут передавать информацию на различных языках. На судах и костюмах используется специальное оборудование для приема и декодирования сигналов NAVTEX.

Как работает технология

NAVTEX работает по принципу автоматической передачи навигационной информации с береговых станций на суда и костюмы в морских и костюмах водах. Эти станции используют низкочастотный диапазон частот для передачи информации в формате текстовых сообщений. Сообщения могут быть переданы на различных языках и могут содержать информацию о погоде, опасных зонах, прогнозах и других критически важных сообщениях. На судах и костюмах используется специальное оборудование для приема и декодирования сигналов NAVTEX.

Структурная схема системы НАВТЕКС
Структурная схема системы НАВТЕКС

 

Какие компоненты входят

НАВТЕКС состоит из следующих компонентов:

  1. Береговые станции: они отвечают за передачу навигационной информации с использованием низкочастотного диапазона частот.
  2. Оборудование на судах: приемники NAVTEX, которые используются для приема и декодирования сигналов от береговых станций.
  3. Программное обеспечение: Программное обеспечение, которое используется для декодирования и отображения информации на дисплее приемника.

Кроме того, существует несколько различных стандартов NAVTEX, каждый из которых может иметь свои собственные специфические компоненты.

Применение NAVTEX

В каких сферах используется технологи

НАВТЕКС используется в различных сферах, включая:

  1. Морское судоходство: предоставляет судам и костюмам в морских и костюмах водах важную навигационную информацию, такую как информация о погоде, опасных зонах и прогнозах, которая помогает им обеспечить безопасность на море.
  2. Поиск и спасение: может использоваться для оповещения судов и костюмов о поисково-спасательных операциях и для поиска пропавших судов и костюмов.
  3. Океанография и исследование: может использоваться для передачи информации о научных исследованиях и измерениях в море.
  4. Охрана морской среды: может использоваться для оповещения о загрязнении моря и для организации экологических операций.

Какие возможности предоставляет

NAVTEX предоставляет следующие возможности:

  1. Навигационная информация: предоставляет судам и костюмам в морских и костюмах водах важную навигационную информацию, такую как информация о погоде, опасных зонах и прогнозах, которая помогает им обеспечить безопасность на море.
  2. Поиск и спасение: может использоваться для оповещения судов и костюмов о поисково-спасательных операциях и для поиска пропавших судов и костюмов.
  3. Океанография и исследование: может использоваться для передачи информации о научных исследованиях и измерениях в море.
  4. Охрана морской среды: может исполользоваться для оповещения о загрязнении моря и для организации экологических операций, а также для оповещения о запретах и ограничениях в морских зонах.
  5. Автоматизация и эффективность: автоматизирует процесс передачи навигационной информации и позволяет судам и костюмам получать обновленную информацию в режиме реального времени.
  6. Доступность: доступна для использования на большом количестве судов и костюмов, даже на старых судах, которые не оснащены современными навигационными системами.
  7. Интернационализация: поддерживает различные языки, что позволяет использовать его в международном масштабе.

Преимущества и недостатки

Преимущества НАВТЕКС:

  1. Предоставляет навигационную информацию в режиме реального времени.
  2. Помогает обеспечить безопасность на море.
  3. Поддерживает поиск и спасение операции.
  4. Используется для океанографических и исследовательских деятельностей.
  5. Автоматизирует процесс передачи информации.
  6. Доступна для использования на большом количестве судов и костюмов.
  7. Поддерживает различные языки, что позволяет использовать его в международном масштабе.

Недостатки НАВТЕКС:

  1. Требуется специализированное оборудование для приема и декодирования сигналов.
  2. Радиосигналы могут быть помешаны другими источниками радиочастот.
  3. Может быть ограничена дальностью передачи сигналов.
  4. Информация, передаваемая через NAVTEX, может быть специфичной для определенной географической области и может не быть полезной для других областей.

Цель системы

Основная цель системы — широковещательная передача текстовых сообщений безопасности, связанных с навигационными особенностями и погодой. Данные сообщения называются MSI – Maritime Safety Information (Информация о безопасности на море). Эти сообщения передаются на специальной частоте 518 кГц на английском языке в диапазоне средних волн. Также есть национальные частоты, ведущие передачу на национальных языках.

Вся поверхность земного шара поделена на 21 район (NAVAREA), к которому привязывается несколько береговых станций, передающих сообщения системы. Районы организованы так, что обеспечивается дальность передачи сообщений от 250 до 400 морских миль.

Технологии NAVTEX, назначение, компоненты, принципы работы

Виды сообщений

Система NAVTEX передает следующие основные виды сообщений для своего района NAVAREA:

  • Навигационные предупреждения
  • Метеорологические предупреждения
  • Метеорологические прогнозы
  • Аварийно-спасательные сообщения
  • Ледовые сводки (если применимо)
  • Статусы спутников GPS/GLONASS

Значительно реже передаются другие виды сообщений.

Передача сообщений ведется согласно расписанию, каждая станция передаёт их не чаще 6 раз в сутки.

Формат сообщения системы НАВТЕКС
Формат сообщения системы НАВТЕКС

Приёмники

Приёмники NAVTEX — это специализированное оборудование, которое используется для приема и декодирования сигналов. Они обычно состоят из специализированного антенного оборудования и приемного устройства, которое может быть интегрировано в судовое радиооборудование или использоваться как отдельное устройство. Приёмники NAVTEX могут быть программируемыми и настраиваемыми для приема сигналов с определенных частот и регионов, и могут быть настроены для автоматического принятия идекодирования сообщений NAVTEX. Некоторые модели могут иметь дополнительные функции, такие как встроенный дисплей для отображения принятых сообщений, аудио выход для аудио-алертов и возможность записи принятых сообщений для дальнейшего анализа. Приёмники необходимы для получения информации через НАВТЕКС и использования его преимущества в судоходстве.

Судовое устройство NAVTEX
Судовое устройство NAVTEX

Для приема сообщений судном используется специальные приёмники сообщений — NAVTEX-терминалы, отображающие сообщения на жидкокристаллическом дисплее либо терминалы, распечатывающие их на рулоне термобумаги, как факс. Последние используются в основном на больших судах, на яхтах не распространены, т.к. требуют бумагу в качестве расходника, да и значительно дороже.

Также на яхтах могут применяться дешевые радиоприемники, которые могут подключаться по USB к компьютеру и передавать сообщения напрямую в навигационную систему, установленную на ПК.

Значении для судоходства

NAVTEX имеет важное значение для судоходства, поскольку он предоставляет судам и костюмам важную навигационную информацию в режиме реального времени. Это может включать в себя информацию о погоде, опасных зонах, прогнозах и других важных событиях, которые могут повлиять на безопасность судоходства. Эта информация помогает судам и костюмам принимать обоснованные решения и избегать опасных ситуаций. Кроме того, NAVTEX может использоваться для оповещения судов о поисково-спасательных операциях и для поиска пропавших судов и костюмов. Таким образом, НАВТЕКС является важным инструментом для обеспечения безопасности и эффективности в судоходстве, позволяя судам и костюмам быть в курсе актуальной информации и принимать мгновенные решения, чтобы обеспечить безопасность на море и минимизировать риски.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 1.75 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

20 + шестнадцать =