Летучий голландец: воспоминания очевидцев, правда и вымысел

История

Любой мореплаватель знает легенду о «Летучем голландце». Встреча с этим кораблем-призраком предвещает скорые бедствия. Среди моряков до сих пор бытуют поверья о легендарном корабле-призраке. Встреча с ним сулит большие несчастья. Однако ученые опровергают версию о существовании подобного корабля, они считают его обыкновенным миражом.

Происхождение Летучего голландеца

Летучий голландец – легендарный корабль-призрак, который не имеет возможности причалить, но обреченный вечно плавать по семи морям. Миф, вероятно, в XVII веке и был связан с Ост-индской торговой компанией. Самая старая из известных дошедших до нас версий легенды датируется концом XVIII века. Согласно легенде, если его окликнет другой корабль, экипаж Летучего голландца может попытаться отправить сообщения на землю или людям, давно умершим. В сообщениях о наблюдениях в XIX и XX веках утверждалось, что корабль светился призрачным светом. В морских поверьях вид этого призрачного корабля служит предзнаменованием гибели.

Владимир Дьяков
Владимир Дьяков
Окончил Государственный морской университетет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске
Британская Ост-Индская торговая компания - Акционерное общество, созданное 31 декабря 1600 года указом Елизаветы I и получившее обширные привилегии для торговых операций в Индии. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Компания имела двенадцать торговых форпостов (фабрик), а к 1700 г. совершала около тридцати ежегодных плаваний на Дальний Восток, имела свою судостроительную верфь, флот в 10 000 тонн, более 2500 моряков, а к 1803 г. военная сила в 260 000 человек, и на ее долю приходилось почти половина всей британской торговли.
Летучий голландец: воспоминания очевидцев, правда и вымысел
Карта, иллюстрирующая рынки и товары, которыми Ост-Индская компания (EIC) торговала с Восточной и Юго-Восточной Азией и Индией около 1800 года.

Ранние сведения

Первое печатное упоминание о корабле появляется в книге Джона Макдональда «Путешествия в различные части Европы, Азии и Африки в течение тридцати лет и выше» (1790):

«Погода была настолько штормовой, что моряки сказали, что видели Летучего голландца. Распространенная версия истории заключается в том, что этот голландец прибыл на мыс в бедственном положении из-за непогоды и хотел войти в гавань, но не смог найти капитана, чтобы вести его, и потерялся, и с тех пор в очень плохую погоду появляется его призрак».

Следующая литературная ссылка появляется в главе VI книги «Путешествие в Ботани-Бей» (1795) (также известной как «Путешествие в Новый Южный Уэльс»), приписываемой Джорджу Баррингтону (1755-1804):

«Я часто слышал о суевериях моряков, связанных с явлениями и роком, но никогда не придавал особого значения этому сообщению; кажется, что несколько лет назад голландский военный корабль был потерян у мыса Доброй Надежды, и все люди на борту погибли.

Судно, которое отправилось на поиски, выдержало шторм, и вскоре после этого прибыло на мыс. После переоборудования и возвращения в Европу оно были атакованы сильной бурей почти на той же широте. Во время ночной вахты некоторые из людей увидели или вообразили, что увидели судно, стоящее перед ними под парусами, как будто оно могло их задавить: один, в частности, утверждал, что это был корабль, который затонул во время предыдущего шторма, и что это, безусловно, должно быть оно, или судно, стоящее перед ними, но когда  прояснилось, объект, темное густое облако, исчез.

Ничто не могло разрушить идею этого явления в умах моряков; и, когда они рассказали об обстоятельствах, при которых они прибыли в порт, история распространилась со скоростью лесного пожара, и предполагаемый призрак был назван Летучим голландцем. От голландцев английские моряки получили известие о Летучем голландце, вероятно на борту есть кто-то, кто притворяется, что видел привидение».

Владимир Дьяков
Владимир Дьяков
Окончил Государственный морской университетет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске
Мыс Доброй Надежды - Мыс на Капском полуострове южнее Кейптауна, ЮАР. Он не является самой южной точкой Африки, так как самая южная точка континента - мыс Игольный, который располагается восточнее в 155 км от мыса Доброй Надежды.

Следующая литературная ссылка вводит мотив наказания за преступление в «Сценах младенчества» (Эдинбург, 1803) Джона Лейдена (1775-1811):

Среди моряков распространено суеверие, что в высоких южных широтах у побережья Африки ураганы часто сопровождаются появлением корабля-призрака, получившего название «Летучий голландец»… Предполагается, что экипаж этого судна был виновен в каком-то ужасном преступлении на заре мореплавания и был поражен мором … и им все еще предназначено пересечь океан, в котором они погибли, пока не истечет срок их покаяния.

Летучий голландец: воспоминания очевидцев, правда и вымысел

Томас Мур (1779-1852) помещает судно в северной Атлантике в своем стихотворении, написанном при прохождении острова Мертвецов в заливе Святого Лаврентия, поздно вечером, в сентябре 1804 года:

Быстро скользит мрачный барк

Его паруса полны, хотя ветер все еще

И не дует ни дуновения, чтобы наполнить его паруса.

Он также добавляет: «Приведенные выше строки были подсказаны суеверием, очень распространенным среди моряков, которые называют этот корабль-призрак, я думаю, «летучий голландец»».

Сэр Вальтер Скотт (1771-1832), друг Джона Лейдена, был первым, кто назвал судно пиратским кораблем, написав в «записках к Рокеби»; стихотворение (впервые опубликовано в декабре 1812 года), что корабль был «первоначально судном, нагруженным большим богатством, на борту которого был совершен ужасный акт убийства и пиратства» и что появление корабля «рассматривается моряками как худшее из всех возможных предзнаменований».

Согласно некоторым источникам, голландский капитан XVII века Бернард Фокке является прототипом для капитана корабля-призрака. Фокке был известен скоростью своих путешествий из Нидерландов на Яву и подозревался в сговоре с дьяволом. Первая версия легенды в виде рассказа была напечатана в Эдинбургском журнале Блэквуда за мае 1821 года, в котором место действия названо мысом Доброй Надежды. В этой истории вводится имя капитана Хендрика Ван дер Декена для капитана и мотивы (разработанные более поздними авторами) писем, адресованных давно умершим людям, которые предлагаются другим кораблям для доставки, но, если они будут приняты, принесут несчастье; и капитан, поклявшийся обогнуть мыс Доброй Надежды, хотя это должно занять большое количество времени – вплоть до Судного дня.

Судный день — в эсхатологии авраамических религий — последний день существования мира, когда над людьми с целью выявления праведников и грешников Богом будет совершён последний страшный суд.

Легенда появления корабля-призрака

Это было амстердамское судно, вышедшее из порта триста лет назад. Ее хозяина звали Ван дер Декен. Он был стойким моряком и добивался своего вопреки дьяволу. Несмотря на все это, ни у одного моряка под его началом не было причин жаловаться; хотя как обстоят дела у них на борту, никто не знает. История такова: огибая мыс, они целый день пытались преодолеть Столовую бухту. Однако ветер подгонял их, и шел против них все больше и больше, а Ван дер Декен ходил по палубе, ругаясь на ветер. Сразу после захода солнца с ним заговорило судно, спросившее его, не собирается ли он войти в бухту этой ночью. Ван дер Декен ответил: «Будь я вечно проклят, если я это сделаю, хотя я должен был бы ходить здесь до судного дня». И, конечно, он никогда не заходил в эту бухту, поскольку считается, что он все еще продолжает плавать в этих морях и будет делать это достаточно долго. Это судно никогда не видели, кроме как из-за плохой погоды.

Летучий голландец: воспоминания очевидцев, правда и вымысел

Сообщения о наблюдениях

Было много сообщений или предполагаемых наблюдений в XIX и XX веках. Хорошо известно то, что его видел принц Георг Уэльский, будущий король Георг V. В 1880 году, будучи подростком, он отправился в трехлетнее путешествие вместе со своим старшим братом принцем Уэльским Альбертом Виктором и их наставником Джоном Нилом Далтоном. Они временно перешли на HMS Inconstant после ремонта поврежденного руля на их первоначальном корабле, 4000-тонном корвете Bacchante.

В журнале принцев (не определено, какого принца, из-за более позднего редактирования перед публикацией) записано следующее для предрассветных часов 11 июля 1881 года у берегов Австралии:

11 июля. В 4 часа утра «Летучий голландец» пересек наш нос. Странный красный свет, похожий на светящийся корабль-призрак, среди которого отчетливо выделялись мачты, рангоуты и паруса брига, находившегося на расстоянии 200 ярдов, когда он подошел к левому борту, где вахтенный офицер с мостика также ясно увидел его, как имичман с квартердека, которого сразу же послали вперед на бак; но по прибытии не было никаких следов или каких-либо признаков какого-либо материального судна, которое можно было бы увидеть вблизи или прямо на горизонте, ночь была ясной, а море спокойным. Всего ее видели тринадцать человек … В 10.45 утра.рядовой матрос, который сегодня утром доложил о «Летучем голландце», упал с перекладины фок-марса на верхний борт бака и разлетелся на атомы.

Николас Монсаррат, романист, написавший «Жестокое море», описал явление в Тихом океане в своей незаконченной последней книге «Мастер моряк», которая была частично вдохновлена этой историей (после войны он жил и работал в Южной Африке) и историей Странствующего еврея.

Объяснения как оптическая иллюзия

Вероятно, наиболее правдоподобным объяснением является превосходный мираж или Фата-Моргана, замеченный в море.

Владимир Дьяков
Владимир Дьяков
Окончил Государственный морской университетет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске
Фата-Моргана- редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями. Своё название получило в честь волшебницы — персонажа английских легенд Феи Морганы.

Летучий голландец: воспоминания очевидцев, правда и вымысел

Вот что сообщают записи одного из моряков, якобы видевших Летучий голландец:

«Вскоре по судну распространилась новость о том, что корабль-призрак с призрачной командой плывет в воздухе над призрачным океаном, и что это дурное предзнаменование, означающее, что никто из них никогда больше не увидит землю.

Капитану рассказали удивительную историю, и, выйдя на палубу, он объяснил матросам, что этот странный вид был вызван отражением какого-то корабля, который плыл по воде ниже этого изображения, но на таком расстоянии они не могли его разглядеть. По его словам, в атмосфере существовали определенные условия, когда солнечные лучи могли создавать в воздухе идеальную картину объектов на земле, подобную изображениям, которые можно увидеть в стекле или воде, но обычно они были не вертикальными, как в случае с этим кораблем, а перевернутыми — перевернутыми дном вверх. Это появление в воздухе называется миражом.

Он сказал матросу подняться на фок-мачту и посмотреть за корабль-призрак. Человек повиновался и сообщил, что видит на воде, под кораблем, в воздухе, точно такое же. Как раз в этот момент в воздухе был замечен другой корабль, только на этот раз это был пароход, и он был снизу вверх, как и сказал капитан, такие миражи обычно появляются. Вскоре после этого в поле зрения появился сам пароход. Моряки теперь были убеждены, и никогда впоследствии не верили в корабли-призраки».

Другой оптический эффект, известный как маячок, возникает, когда лучи света изгибаются с различными показателями преломления. Это может заставить корабль, находящийся недалеко от горизонта, казаться поднятым в воздух.

Также возможно, что светящийся ореол — это огни святого Эльма. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение.

Владимир Дьяков
Владимир Дьяков
Окончил Государственный морской университетет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске
Огни Святого Эльма - Оптическое явление в атмосфере, выглядящее как тихие разряды в форме светящихся пучков или кисточек, возникающие на острых концах высоко расположенных предметов при очень большой напряжённости электрического поля в атмосфере - порядка 100 000В/м.

Огни Святого Эльма

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка. Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблём-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу.

Итак, легенда о Летучем голландце остается загадкой и по сей день. Казалось бы – это всего лишь сказка, но множество моряков вот уж который век передают ее из уст в уста, и старой легенде постоянно находятся подтверждения.

 

Светлана Федоренкова

Образование: ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет", историк. Опыт работы: Младший научный сотрудник Курского государственного областного музея археологии, Курская региональная общественная организация «Культурно-просветительское общество «Возрождение».

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

один × 2 =