Кобуксон: история, применение, характеристики

История

О существовании таких боевых кораблей как кобуксон (квисон или «корабль-черепаха») уже много лет идут споры среди историков. Некоторые ученые в качестве основного аргумента приводят сложность и невозможность бронирования корабля в XVI веке. В рамках этого показателя они ссылаются на то, что в том веке не было возможности изготовить такое количество металла, а значит не представлялось возможным изготовить и снабдить корабль какой-либо металлической броней вообще.

Но в этой статье не будет полемики по поводу реальности или нереальности первого в мире бронированного судна, верхняя палуба которого обшита железными листами, а только лишь его описание и конструктивные особенности. Все данные собраны на основе хроник, дневников и изображений кобуксона того периода, когда они были на вооружении у военных моряков. Больше всего кобуксоны использовались корейскими военными. Само судно было изобретено перед Имджинской войной.

Описание «корабля-черепахи»

Одно из первых описаний судна датируется 1960-м годом, которое сделал исследователь И.И. Хван. Позже это описание было включено в детскую энциклопедию, состоящую из 10 томов. Также есть упоминания и корабля тремя крупными краеведами Ю.В. Ваниным, М.Н. Паком и М.В. Воробьевым. Стоит обратить внимание, что никто их этих ученых не имел никакого отношения к военной истории Кореи. И Сунсин известен как самый верный источник в этом вопросе. Лучше был только На Дэён, погибший в одном из боев с японцами.

В переводе «Иджо силлок»описывалось, что борта и «панцирь» были сделаны из хупхан, то есть «толстой пластины», и как «толстой доски», а на носу была установлена голова черепахи или дракона. Металлическое бронирование не являлось необходимостью для кораблей XVI-XVIII веков, идея подобной защиты, что называется, «витала в воздухе».

Внешний вид

Из дневников и хроник корейских династий известно, что это было большое подвижное военное судно, защищенный от обстрелов с помощью специального металлического навеса. Внешне такая броня напоминала панцирь черепахи, за что квисон и получил свое знаменитое прозвище. Также «судно-черепаха» имело в своем распоряжении острые шипы для того, чтобы враг не смог абортировать его. Нос корабля был приспособлен для тарана. По бокам судна имелось 22 амбразуры для пушек и устанавливалось по 10 весел, что делало корабль сравнительно быстроходным.

Внешний вид

Единственное место в «Иджо силлок», где хоть что-то говорится о конструкции корпуса кобуксона, датировано серединой XVIII века: Ённамский кюнсеса Пак Мунсу доложил: «Я, подданный, свидетельствую о подробностях устройства боевых кораблей типа кобуксон – боевые корабли изменяются с течением времени. Возрастает размер корпуса, в любых условиях управлять им становится затруднительно. Так и с «кораблями-черепахами». Изначально они, как корабли мэнчун, сверху были прикрыты толстыми досками для защиты от камней и стрел. И мне, подданному, необходимо взглянуть в записки И Сунсина, Князя Верного и Воинственного. Слева и справа у «корабля-черепахи» было по 6 портов для огнестрельного оружия. Теперь делают по 8 портов. Видно, что «корабль-черепаха» больше, чем был ранее. Так что и он не мог не измениться».

Характеристики

Сам корабль мог вмещать до 80 человек экипажа. Для огневой поддержки были предусмотрены ряды отверстий по бокам и в носовой части судна. Наиболее подробное описание можно найти в очерках краеведа Воробьева: «Дно корабля было обшито десятью металлическими листами. «Корабль-черепаха» (его нос был оформлен в виде головы черепахи) достигал в длину примерно 20 м., в ширину в носовой части – 3,6 м, по корме 3 м. Обшивка корабля с каждой стороны составляла 7 листов, общая высота 2,2 м, толщина 12 см. Надводная носовая часть закрывалась четырьмя щитами высотой 1,2 м, а кормовая часть – семью щитами высотой 2,3 м. Борта двух дек прикрывались особыми щитами. Верхняя палуба скрывала внутренность корабля. Металлические пики для абордажа были замаскированы. Корабль мог открыть огонь из 72 амбразур одновременно. Носовая часть имела таран в виде головы черепахи длиной 1,3 м. Пользуясь горючей смесью селитры и фосфора, из ее пасти выпускали огонь и дым, наводящий ужас на врагов и служивший морякам дымовой завесой. Внутри корабль делился на две палубы. В нижней было 12 кают: в двух хранились железные изделия, в трех – луки, пики и мечи, в остальных размещался экипаж. С каждого борта на корабле было по десять весел. Скорость корабля (на веслах и под парусами) превышала скорость других кораблей. Он был очень устойчив на воде, что способствовало меткости стрельбы, имел незначительную осадку, позволявшую ему плавать по мелководью. Впервые кобуксон участвовал в сражении в начале июня 1592 г. у Сачена, протаранил большой корабль с многоярусной башней и вел орудийный обстрел.»

Такое описание кажется вполне подробным, но на самом деле это не так. Из дополнительных источников известно, что судно имело две мачты и два паруса. Информация по поводу извержения пламени из головы дракона (черепахи) тоже сомнительна. В более современных источниках говорится о серном дыме, который использовался в качестве маскировки от противника.

Согласно информации из «И Чхунму-гон чонсо» ширинка корпуса «судна-черепахи» по носу составляла 12 чхок (240 сантиметра), по миделю — 14 чхок и 5 чхон (290 сантиметров), а по корме — 10 чхок и 6 чхон (210 сантиметров). Нижний брус был соединен из 10 досок длиной 64 чхок 4 чхон (1290 сантиметров).

Левый и правый борта были выполнены из досок различной длины («еловая доска»). Самая нижняя имела длину 68 чхок или 13,6 метров, а верхняя — 113 чхок или 22,6 метра. Нос судна («лотосовая доска») был выполнен из 4 досок высотой 4 чхок (80 сантиметров). Во второй доске слева и справа пробито по 1 отверстию для пушек калибра хёнджа (третья из самых больших пушек корейской корабельной артиллерии). Дощатая доска была изготовлена из 7 досок высотой 7 чхок 5 чхон (примерно полтора метра). Ширина верхней части равнялась 14 чхок и 5 чхон (2,9 метра), нижней — 10 чхок и 6 чхон (около 2,1 метра). В середине шестой доски было проделано отверстие для «коршуна» (руль).

С обеих сторон борта была изготовлена «установленная защита» или планшир. В передней части он был присоединен к поперечному брусу («упряжной дракон»). Такая постройка напоминала грудь коня или быка в упряжи. По краю изготовлен палубный настил из досок, в которых под прямым углом установлены щиты. Такое заграждение шло по окружности корпуса. Поверх них была установлена полукруглая защита, которая шла от планшира до щитового заграждения. В высоту конструкция составляла 4 чхок 3 чхон или 90 сантиметров. Каждый из этих щитов изготавливался из 11 досок. В обиходе его называли «дощатая крыша» и она напоминала панцирь черепахи. Все доски «выстраивались» ровными рядами друг против друга и закрывали палубу. Между ними оставался промежуток 0,30 метров в ширину. Он предназначался для установки мачты.

Голова черепахи, которая составляла 4 чхок и 3 чзон в длину,3 чхок в ширину украшала нос судна. Внутри поджигалась сера и селитра, при их горении выделялся едкий дым, который выходил из пасти черепахи и выполнял роль дымовой завесы во время боевого сражения.

По обоим бортам располагались по 10 весел. Для орудий было проделано по 22 отверстий с каждой стороны. Также имелось по 12 люков. Над головой животного было сделано два отверстия для орудий, снизу — 2 двери. По их бокам также проделано по одному отверстию. А по двум сторонам — еще 24 отверстия.

В крышу вставлялся флаг с иероглифом, который означает слово «черепаха».

По обеим сторонам палубы были изготовлены по 12 отсеков для хранения оружия, провизии и отдыха. 2 из них предназначались для железных изделий, 3 — для орудий (в каждом хранился определенный вид оружия: луки, пушки, мечи и копья), 19 использовались экипажем и воинами для отдыха и сна.

Всего на судне имелось 2 каюты. Одна располагалась над палубным настилом слева и предназначалась для капитана. Другая находилась над палубой справа, в ней располагался командирский состав судна.

Преимущества и недостатки

Еще из первых упоминаний корабля было понятно о его преимуществах по сравнению с остальным военным флотом того времени. В начале XIV века в одном из описаний кобуксона говорилось, что этот корабль может стремительно атаковать вражеский флот, а его броня «украшена» шипами не предотвращала посадку врага на борт судна. Его особенностью было и то, что кобуксон мог поворачиваться по собственному радиусу.

Не только плюсы в виде прекрасных оборонительных способностях были у квисона, но и недостатки. Вес такого «щита» был очень весомым, поэтому управлять такой «махиной» — дело затруднительное. Его маневренность в реальном бою также оставляла желать лучшего.

Изображения кобуксона и упоминание в истории

Сегодня действительно нельзя встретить на страницах истории ни одного оригинального изображения великого бронированного корабля, которое бы было датировано XV-XVII веками. В 1795 году по приказу императора, который всячески пытался укрепить армию и флот для противостояния иностранным державам, в Корее были опубликованы несколько образов квиксона.

В искусстве XIX века также есть несколько упоминаний о данном корабле при описании сражений, происходивших во время Имчжинской войны.

Однопалубный кобуксон
Цветное изображение однопалубного кобуксона «И Чхунму-гон чонсо»

 

Кобуксон: история, применение, характеристики
Изображение на корейской ширме, XIX век

Впервые он был упомянут Воробьевым в 1413 году. Он говорит, что Син построил «броненосец», который был усовершенствован позже Ли Сусином. На носу корабля была установлена голова черепахи, и весь он был покрыт щитом, по обкам выступали железные острия. Науке известно, что на вооружении кораблестроения в Корее уже были подобные корабли, но kobukson отличался наличием панциря из железа. Имеется в виду, что до этого железных кораблей не было у флотов дальнего востока до появления в море квисона.

Когда И Сунсин докладывал о ходе сражения Танпхо он также сообщал, что против сотен вражеских судов ему помогло выстоять именно «судно-черепаха». Но в корейских источниках времен правления государя крайне редко встречаются описания квисона.

Судовые роли

Корейский историк в одной из своих работ описал судовые роли экипажа судна, которое насчитывало 148-158 человек. Из них:

  • Командир — 2 человека (два командира или командир и его помощник).
  • Кантатор — 2 человека.
  • Стрелок — 14 человек.
  • Швартовщик — 2 человека.
  • Канонир — 24 человека.
  • Мастер-оружейник — 8 человек.
  • Гребцы — 90 человек.
  • Рулевой — 2 человека.
  • Такелажник — 2 человека.

История создания

Квисоны являются творением корейских флотоводцев. Мнение, что они применялись исключительно для военных действий, также ошибочно и не имеет за собой никаких подкреплений.

Большинство исследователей полагают, что кобуксоны появились еще XIV. Ведь в момент их первого упоминания описывается, как государь смотрел на бой японского флота и кобуксонов в начале XV века. Если на тот момент судно принимало участие в боевых действиях, значит первый корабль был спущен на воду задолго до этого. И это явно был его не первый бой, ведь государю не показывали экспериментальный выход к противнику, потому как был риск поражения. То есть к тому моменту судно уже не раз доказало свою эффективность в сражении.

Из военных хроник династии известно, что его разработчиком и конструктором был Тхак Син. «Корабль-черепаха» изготавливался и проектировался под особое огнестрельное оружие. Его проектировал корейский конструктор Чхве Мусон при подготовке вооружения для предстоящей войны с японскими кораблями.

По некоторым источникам в конце XVIII века на вооружении корейских военных стояло два типа кобуксонов – тхондже ён квисон и Чолла чва суён квисон.

Существовали эти корабли примерно до конца XIX века, а последнее упоминание кобуксона датируется 1867 годом. В провинции Чолла еще оставался 1 кобуксон. Во время совещания было доложено о том, что «войска в лагере Чхонсанджин управления Чиндобу содержатся по обстоятельствам, 1 кобуксон из Карипхо требует на содержание 2190 нян».

Кобуксон: история, применение, характеристики

 

Кобуксон: история, применение, характеристики
Основной боевой корабль корейского флота – Пханоксон
Кобуксон: история, применение, характеристики
Современная корейская сравнительная реконструкция сечений корабля пханоксон (справа) и кобуксон (слева)

Современная корейская сравнительная реконструкция сечений корабля пханоксон (справа) и кобуксон (слева)

Мысль о конструкции военного корабля с защищенной верхней палубой была воплощена не только в кораблях тика квиксон, в исторических чертежах были обнаружены эскизы проекта корабля для военных моряков провинции Чолладо, предложенных к производству в 1747 г, но их изготовление было экономически невыгодным, поэтому их так и не создали.

Тактика кобуксонов

Во времена существования кобуксонов не было столь мощного орудия, которое могло бы пробить обшивку даже обычного судна. Ведь борта были выполнены из очень толстых и крепких бревен. А значит металлическое бронирование было излишним, ведь ни арбалеты, ни аркебузы, ни луки не смогли бы пройти сквозь обшивку. В то же самое время «черепаха» имел значительное стрелковое и артиллерийское вооружение — орудия 4—5 типов, ручницы и аркебузы. Это позволяет реконструировать его тактику.

Кобуксон: история, применение, характеристики

Примечания:

  1. 1 чхок = 10 чхон = 100 пун. В зависимости от ситуации 1 чхок может быть равен 32 см. (обычный или стандартный чхок) или 20 см. (строительный чхок);
  2. калибр и длина ствола даны в корейских единицах измерения.

Кобуксон: история, применение, характеристики

 

Кобуксон: история, применение, характеристики

Среди японских исследований можно встретить такое понятие как «слепой корабль». Именно так его называют из-за тактики ведения боя. Кобуксон попав в центр врага, как слепой поражал на своем пути все подряд без разбора.
Та же информация имеется и в корейских исследованиях, начиная с доклада И Сунсина о сражении у Танпхо. Судно представляло собой плавающую платформу, которая была закрыта от стрел и мушкетных пуль, безопасна в отношении абордажа, и поражающую противника свинцом, чугуном и стрелами во всех возможных направлениях.

Особенностью тактики судов был прорыв в самый центр построения вражеских судов и расстрел их с близкой дистанции, без риска погибнуть от стрелкового оружия и действий вражеских абордажных команд. Именно так кобуксоны и действовали в реальных боях.

При подомных маневрах от экипажа требовался высокий уровень подготовки, потому что воды у берегов Кореи очень опасны: сложный фарватер и наличие сильных течений легко могли посадить его на мель или на острые камни. Если судно идет вслепую среди строя вражеских кораблей, тогда от состава команды требуется знания условий плавания в данном участке, а артиллеристы могут вести быстрый и эффективный огонь по врагу.

Кобуксон: история, применение, характеристики

Проблема металлической брони

Металлическое бронирование не являлось необходимостью для кораблей XVI—XVIII веков, идея подобной защиты, что называется, «витала в воздухе». Вот что пишет об этой идее американский исследователь С. Тёрнбулл: «В 1578 г. он (Нобунага — прим. А. П.) предпринял строительство нескольких так называемых «железных кораблей», надводная часть которых была частично обшита железными листами. Они были 22 метра в длину и 13 метров шириной, и каждый был вооружен «пушкой». Под «пушкой», имелся в виду фитильный мушкет крупного калибра. В 1551 г. Отомо Сорин получил в подарок две португальские пушки, но их оказалось трудно скопировать. Большие мушкеты, называвшиеся «стенными ружьями», достигали в длину трех метров, но на море они не могли широко использоваться, поскольку «железные корабли имели серьезные технические недостатки. Они могли противостоять пиратскому флоту, но, когда их атаковали корабли Мори, один из них был взят на абордаж и перевернулся. Тяжелые и тихоходные суда помогли разбить флот Мори…»

В японских источниках также имелись сведения о разработках подобных судов. Не являлись исключением и португальские кораблестроители. Были даже попытки покрыть железной броней суда, но они не были успешными. Но также, согласно историческим документов, не было такой необходимости в создании броневого панциря для судов, поскольку не существовало орудия, которое бы пробило даже деревянный борт.

Но на вооружении у России в те времена стояли гораздо больше суда, в которых находилось огромное количество экипажа и военных, а также продовольствия и ценных товаров. Во время одной из битв государю было предложено сжечь все корабли, но государь пожалел сжечь их из-за огромного количества продовольствия на них. Железная броня на корейских судах должна была защищать экипаж, находящийся на палубе от обстрела, а сам корабль от пожара.

Кобуксон: история, применение, характеристики

Источники

  1. Корейская хроника династии И (1392—1910 гг.)2 «Чосон ванджо силлок»
  2. Сборник докладов И Сунсина, дневник И Сунсина и официальный некролог на смерть И Сунсина, составленный И Буном, племянником флотоводца, сопровождавшим его в боях — оба документа входят в официальное собрание документов из архива И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо» (1795 г.)
  3. Дневник корейского военачальника Син Ню (1658 г.)
  4. Изображения кораблей из корейской энциклопедии 1795 г., носящие общее название «Каксон тобон»3
  5. Прочие исследования современный японских и корейских ученых и краеведов.
Екатерина Иванова
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

два × 5 =

  1. ТопКет

    Очень интересный текс со справками и хорошими картинками

    Ответить