Виды судовых тревог на корабле

Безопасность на судне

Быть членом экипажа корабля дальнего плавания – рискованная работа. Представлять опасность для жизни могут не только штормы и прочие погодные факторы. Большую роль играет человеческий фактор, обстоятельства непреодолимой силы и техническое состояние морского средства передвижения. Как бы тщательно судно не было подготовлено к плаванию, может случиться авария.

Значение понятия

Чтобы вовремя предупредить команду о происшествии, используются специальные сигналы, сопровождающиеся голосовым оповещением. Услышать их можно в любой части корабля. Регламент поведения при судовой тревоге прописан в судовом журнале и аварийном расписании – члены команды знают, что в таких случаях нужно делать, поэтому ответные действия на любую проблему будут быстрыми и эффективными. Необходимое спасательное снаряжение находится в специальных помещениях, о местоположении которых известно всем членам команды.

Системы оповещения

На любом плавательном средстве устанавливается две электрических системы оповещения: основная и вспомогательная. С помощью основной сигнал подается звонком громкого боя, или судовым колоколом. Когда она выходит из строя или повреждается, используют вспомогательную. Тогда звучит сирена и судовые свистки.

Виды

виды тревоги на судне

 

Основные виды тревоги

Общесудовая – множество коротких сигналов. Используется, когда судно подвергается опасности со стороны внешних факторов. Обычно в их роли выступают шторма и крупные льдины. Также подается при пожаре, повреждении обшивки корабля, радиоактивной, бактериологической или химической опасности.

Человек за бортом – представляет собой три длинных сигнала, повторяющихся три-четыре раза. Объявляется при обнаружении человека, терпящего бедствие в открытом море. После этого команда немедленно приступает к спасению утопающего.

Шлюпочная – до семи коротких сигналов, за которыми следует один длинный. Такая тревога может быть объявлена только по приказанию капитана при явной необходимости срочной эвакуации с корабля. Вся команда, не поднимая панику, должна подготовиться покинуть судно и собраться в условленных местах. После этого определенные члены экипажа спускают шлюпки на воду и организовывают посадку команды и необходимого снаряжения. По завершении переклички будет отдана команда на отчаливание шлюпок.

Сигналы тревоги

 

Специальные тревоги

Нападение пиратов – такой сигнал невозможно ни с чем спутать. Применяется, когда на судно начинают атаку пираты. В большинстве случаев это происходит при проходе корабля сквозь Зону Высокого Риска. Это область, в которой активность пиратов повышена – риск столкнуться с нападением очень велик. Чтобы правильно реагировать на атаку, команда заранее тренируется и вырабатывает алгоритм защиты.

Важно помнить: если вооруженные бандиты уже проникли на судно, нельзя оказывать им сопротивление и вести себя вызывающе. Все требования пиратов нужно выполнять беспрекословно. Даже переданное по радиосвязи сообщение может стать причиной гибели.

Боевая – подается только на военных кораблях для экстренного повышения боевой готовности или непосредственного начала боя. Все члены экипажа занимают свои места согласно боевому распорядку, активируют все системы вооружения и радиолокации.

Авральная – все тревоги подаются одновременно.

Есть ещё один вид тревоги – учебная. Она применяется для общей подготовки экипажа к внештатным ситуациям и может включать в себя любую другую из ранее перечисленных. Например, учебная боевая, или учебная общесудовая. Объявить учебную тревогу может только капитан. В обязательном порядке осуществляется предупреждение всех членов команды об её учебном характере.

Заключение

Отправляясь в плавание, необходимо знать, какими сигналами подается та или иная тревога. Алгоритм ответных действий индивидуален для каждого её вида. А верные действия во время опасности с высокой вероятностью обеспечат спасение жизни.

 

Галина Крашенинникова

Доцент кафедры "Коммерческой эксплуатации водного транспорта". Преподаваемые дисциплины: Международно-правовое регулирование морского судоходства, транспортное обеспечение внешней торговли, коммерческая работа при внешне-торговых перевозках.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 3.4 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

девятнадцать − 15 =

  1. Maksym

    Ваша статья не правильная. Зачем вы добавили в статью сигналы с COLREG, которые вообще не имеют никакого отношения к судовым тревогам? Сигналы из COLREG предназначены для обозначения действий другим судам в ограниченной видимости или вблизи таких участков, но ни как не для тревог.
    Если не разбираетесь, зачем пишете такую статью? Ведь те, кто только учится на моряков (штурманов или механиков) прочтет и будет думать, что это правильно.
    Уберите эту статью с сайта.

    Ответить