Отклонение корабля от курса — называется дрейфом. Такое явление случается под воздействием ветра или течения, влияние которых настолько сильно, что даже судно, стоящее на якоре может сместиться.
Это не просто вредное, а местами и опасное явление. Корабль способно вынести на мелководье или на крутые скалы, что приведет не только к повреждению судна, но и к гибели экипажа и пассажиров. Поэтому замедления скорости при опасном дрейфе применяют плавучий якорь. Это приспособление из парусины в форме конуса, концы которого прошиваются от середины и соединяются вместе. Его применение, а также обратный ход двигателя дают экипажу дополнительное время и возможность поставить теплоход обратно на курс.
Термин также употребляется для определения для различного рода неконтролируемого движения. Чаще всего термин используют моряки, в переводе с английского оно означает «пыть по течению»
Угол дрейфа
Величина дрейфа определяется углом между продольной осью корабля и его действительного положения. Для измерения угла дрейфа используется специальный прибор под названием дрейфомер.
Подчеркнём, что направление ветра определяют наименованием той точки горизонта, откуда он приходит к наблюдающему; к примеру, говорят «ветер дует в компас». Если он дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом (п. г.), если в левый борт — левым галсом (л. г.).
Приборы для определения величины смещения с берега позволяют определить настоящее положение. Этот метод определения обладает точностью определения до +/- 1°,5.
В случае если берег находится далеко от корабля, то степень отклонения определяется по кильватерные струи. Ветер изменяет скорость корабля. Например, при свежайшем ветре вероятна утрата скорости до десять процентов, которая вызывается парусностью корабля и его неустойчивостью на курсе под действием волны (рыскливость).
Лечь в дрейф
Однако корабль, при необходимости способен лечь в дрейф, используя при этом:
- двигатель,
- парус
- плавучий якорь.
Для парусников такой термин значит, что судно может оставаться на месте без использования якоря. Это возможно благодаря определенному расположению паруса. Для этого, в зависимости от ситуации, парус направляют в бейденвинд или же против направления ветра. При этом оно перемещается вперед и назад на незначительное расстояние, а также идет немного лагом. Лечь в дрейф парусник способен при любой скорости ветра.
Интересный факт! В наиболее сложных условиях, при свежем ветре корабль ведет себя спокойно, т.к. крен не большой, а полный курс и малая скорость позволяет ему не «замываться» волнами.
Если теплоход или другое плавательное средство выходят в открытое море, то дрейф — это обычное явление. Современные же лайнеры спроектированы таким образом, что природные воздействия на его ход влияют минимально. Однако суда, имеющие парус очень чувствительные даже к небольшим отклонениям в погоде.