Устройство яхты

Устройство судна

Элементы яхты

Любая парусная яхта в общем состоит из корпуса, рангоута, парусного вооружения и такелажа.

Корпус

Корпус — непосредственно часть, обеспечивающая плавучесть, остойчивость и ходкость яхты. Внутри корпуса располагаются большая часть оборудованияустройств и систем.

Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой. Корпус часто визуально разделен на две части — открытую и закрытую. Открытая часть называется кокпитом, в нем располагается экипаж для управления яхтой. Закрытая часть — это внутренние помещения яхты, в них входят каюты (место для сна или отдыха), камбуз (кухня), гальюн (туалет), машинное отделение (в нем располагается двигатель и элементы пропульсивной системы). Часто над закрытой частью, в нос от кокпита располагается надстройка, предназначенная для увеличения высоты ключевых обитаемых помещений.

Корпус больших яхт может быть разделен на отсеки для обеспечения дополнительной непотопляемости яхты, но основные виды небольших яхт имеют только один отсек.

Снаружи вдоль бортов корпуса устанавливается леерное ограждение (стойки с натянутыми между ними тросами), защищающее от падения за борт. Для этих же целей используется носовой релинг, выполненный из стальных труб.

Рангоут

Рангоут — прочная основа, позволяющая располагать парусное вооружение яхты под нагрузкой. В рангоут входят мачта (или несколько мачт), гик и краспицы, некоторые яхты содержат другие виды рангоута, например, бушприт или гафель.

Парусное вооружение

Паруса — основные движители яхты. Выделяют основные паруса, используемые в большую часть времени для движения яхты, и дополнительные, которые могут использоваться в дополнение или взамен основным — в зависимости от погодных условий, силы ветра и так далее.

В настоящий момент в большинстве современных яхт используются косые паруса.

Основными парусами типичной яхты вида «бермудский шлюп» являются:

  • Грот — большой треугольный (бермудский) парус, располагаемый в корму от мачты
  • Стаксель — треугольный парус, располагаемый в нос от мачты.

Дополнительными парусами являются:

  • Генуя — вариант стакселя с увеличенной площадью, где один из углов заходит за мачту в корму
  • Спинакер — большой пузатый парус, используемый для попутных ветров
  • Штормовые паруса — штормовой стаксель (миниатюрный стаксель из очень прочной ткани) и трисель (используется в шторм вместо грота)

Такелаж

Такелаж — снасти, обеспечивающие удержание рангоута и парусов, а также позволяющие управлять ими. Такелаж разделяют на стоячий, который практически не трогается экипажем во время плавания и обеспечивает устойчивость рангоута, и бегучий, с помощью которого осуществляется управление парусами и их настройка.

 

Количество корпусов

Яхты классифицируются по нескольким характеристикам корпусов — их количеству, виду сечения корпуса, конструкции киля и по используемому материалу обшивки и набора.

  • Однокорпусник — наиболее распространенный вариант яхт
  • Катамаран — яхта с двумя корпусами. В зависимости от размера и задач, обитаемая зона может быть организована над корпусами, внутри них, или вовсе отсутствовать.
  • Тримаран — яхта с тремя корпусами. Средний корпус является основным, боковые же служат «поплавками». Популярный тип для скоростных спортивных яхт.

Сечение обводов корпуса

Обводы корпуса в плоскости шпангоута делятся на следующие виды:

  • Круглоскулый корпус – корпус, в котором борта плавно переходят в днище. Наиболее распространенный вид корпусов для деревянных и пластиковых яхт с водоизмещающим корпусом.
  • Остроскулый корпус — корпус с острым переходом между бортами и днищем. Характерен для глиссирующих судов, на крупных яхтах встречается относительно редко.
  • Шарпи — корпус, похожий на остроскулый, но в котором переход борта в днище осуществляется в несколько «этапов». Характерен для стальных сварных корпусов, в которых сложно получить плавные изгибы.

Сечение обводов часто зависит от конструкции киля и используемых материалов.

Конструкция киля

Существуют различные конструкции килей (правильнее говорить фальшкилей, но принято говорить иначе). От них очень сильно зависят мореходные качества судна.

  • Длинный киль — классическая форма, когда киль и корпус представляют собой одно целое. Длина киля компенсирует осадку, но из-за этого растет сопротивление воды. Яхты с таким корпусом более прочны при ударах на мель, а также менее восприимчивы к слэммингу – ударам («шлепкам») корпуса о волны. Рулевое перо обычно является продолжением киля. Яхты с таким корпусом менее управляемы и почти не слушаются руля при заднем ходе.
  • Плавниковый киль (fin hull) — популярная современная схема, благодаря которой яхты намного более быстры и маневренны. Недостатками является существенно больший риск потери киля при ударе о камни, а также бо́льшая осадка.
  • Двойной скуловый киль — яхты с такой схемой имеют меньшую осадку и меньше подвержены дрейфу при движении под креном. Также они могут сохранять свое положение во время отлива, не заваливаясь на борт. Однако изготовление таких корпусов дороже и требует альтернативных схем рулевого управления.
  • Швертбот — яхта, в которой для придания бокового сопротивления используется подъемный шверт. При движении под парусом он опускается, а при подходе к берегу под мотором — поднимается внутрь корпуса, что позволяет радикально снизить осадку, позволяя подходить прямо к береговой линии.

Материал корпуса

Материал корпуса определяется материалом обшивки и набора. Обычно это один материал, но в истории яхтостроения встречались и гибридные конструкции. Выделяют следующие распространенные конструкции корпусов:

  • Деревянный корпус — набор и обшивка сделаны из дерева. Отдельно выделяют корпуса, в которых обшивка выполнена из слоёв фанеры или шпона — основной способ изготовления корпусов для современных деревянных яхт.
  • Стеклопластиковый корпус — обшивка и набор корпуса сделаны из слоев стеклопластика, пропитанного специальными синтетическими смолами.
  • Стальной корпус — обшивка корпуса и набор выполнены из стали
  • Корпус из легких сплавов — легкий, но достаточно дорогой и требовательный к технологии изготовления вид.
  • Композитный корпус — корпус, в котором обшивка выполнена из дерева, а набор — из стали.
  • Армоцементный корпус — корпус делается из мелкозернистого бетона, армированного стальной сеткой.

Элементы набора корпуса

В зависимости от материала корпуса, он может состоять из разных частей. Ниже приведены элементы деревянных и металлических корпусов, но все это в определенной мере верно и для пластиковых корпусов, только в них различные части соединены в единое целое.

Корпус яхты состоит принципиально их трех видов элементов:

  • Продольный набор
  • Поперечный набор
  • Обшивка

Продольный набор корпуса представлен в первую очередь килем, в начале которого располагается форштевень. Поперек киля располагаются шпангоуты. В некотором роде киль можно сравнить с позвоночником, а шпангоуты — с ребрами корпуса, и они обеспечивают прочность всей конструкции.

Поверх шпангоутов и киля располагается обшивка — деревянная, набранная из реек, шпона или фанеры, либо стальная или пластиковая. Основной задачей обшивки является уже не прочность, а водонепроницаемость корпуса, хотя определенную жесткость она и задает, особенно для стальных и пластиковых яхт.

Но это только базовые элементы корпуса.

Устройство яхты

Вдоль бортов и днища корпуса располагаются стрингеры — элементы продольного набора, жестко фиксирующие шпангоуты. Сверху шпангоуты скрепляются бимсами — поперечными балками, обеспечивающими дополнительную жесткость шпангоутов, а также удерживающими палубу.

В случае наличия вырезов в палубе (например, в месте кокпита), бимсы разрезаются на части — полубимсы. Поперек бимсов также располагаются продольные балки — карлингсы, обеспечивая дополнительную прочность палубы.

В целях придания жесткости подпалубному набору, под бимсами и карлингсами иногда устанавливают вертикальные балки, соединяющие их с шпангоутами — так называемые пиллерсы. Их обычно располагают под тяжелыми устройствами и оборудованием, расположенным на палубе, обеспечивая распределение нагрузки от них. Например, пиллерсы могут располагаться под силовыми лебедками, брашпилем и так далее.

Пластиковые корпуса существуют с середины XX века и к настоящему моменту почти полностью в массовом сегменте вытеснили остальные виды — деревянные, металлические и так далее. За это время были испробованы различные материалы и технологии для их изготовления — направленные как на создание прочного и долговечного, так и относительно дешевого в изготовлении корпуса.

Виды обшивки

Корпус из слоёв стеклоткани, пропитанных смолой

Слои стеклоткани, пропитанные смолой (эпоксидной, полиэфирной, винилэфирной и т.п.)  накладываются друг поверх друга на матрице и плотно прикатываются друг к другу для уменьшения количества непропитанных участков и пузырьков воздуха для защиты от осмоса. После застывания готовый корпус снимается с матрицы. Итоговый корпус получается максимально монолитным, за исключением слоя гелькоута, укладываемого первым на матрицу, который выполняет и защитную, и декоративную функции.

Сэндвич-корпус

Обшивка организуется различными слоями материалов, каждый из которых несет защитную или несущую функцию – в итоге получается прочный и легкий композитный корпус. Как правило, представляет собой слои стеклопластика, между которыми располагается наполнитель из бальсы, пенопласта и иных материалов, придающий корпусу дополнительную прочность и объем. Внешняя сторона корпуса также покрыта гелькоутом. В местах технологических отверстий (например, для крепления кингстонов) происходит изменение сэндвича — слой наполнителя может отсутствовать для защиты от попадания влаги в него и распространения по всей обшивки.

Используемые материалы

  • Стекломатериалы — различные варианты организации стекловолокна — тонких стеклянных нитей. Являются армирующими составляющими обшивки, обеспечивающими ей необходимую прочность.
  • Смолы — связующие материалы
  • Наполнители — дополнительные материалы для промежуточных слоёв обшивки, также выполняющие армирующую функцию, что и стекловолокно, но более дешевые.
Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

восемнадцать + 18 =