Классификация яхт по назначению, парусному вооружению

Устройство судна

Ранние парусные суда

Ранние парусные суда представляют собой важный этап в истории мореплавания, благодаря которому человечество смогло осуществлять дальние морские путешествия и открывать новые земли. Вспомним основные типы ранних парусных судов и их характеристики.

  1. Древнеегипетские суда (ок. 3200 до н.э.): эти лодки имели прямоугольные паруса, и в основном использовались для перевозки грузов по Нилу. Они были изготовлены из тростника или дерева, соединенного веревками из папируса.
  2. Финикийские суда (ок. 1500-300 до н.э.): известны своими быстроходными торговыми судами и морскими галерами. Они использовали косые паруса и были оснащены одним или двумя рядами весел для управления в слабоветренных условиях.
  3. Греческие триеры (ок. 700 до н.э.): трехрядные гребно-парусные суда с косым парусом, которые также могли использоваться в военных целях. Триеры были легкими, маневренными и способными развивать высокую скорость.
  4. Римские корабли (ок. 753 до н.э. — 476 н.э.): римляне усовершенствовали суда, основываясь на греческих триерах, включая использование латинского паруса. Их военные и торговые суда различались по размерам и вооружению, но имели общие черты в конструкции.
  5. Викингские драккары (ок. 800-1100 н.э.): известны своими широкими, неглубокими корпусами и квадратными парусами. Викингские суда были приспособлены для плавания как в открытом море, так и по рекам, что позволило викингам совершать дальние походы.
  6. Китайские джунк (ок. 200 н.э.): китайские суда имели особенность — рифление парусов, что позволяло легче управлять ими. Джунки использовались для торговли, рыболовства и военных целей.

Развитие парусов

Развитие парусов и кораблестроительства прошло долгий путь с древних времен до наших дней. Среди ключевых этапов и достижений можно выделить следующие:

  1. Древний Египет (ок. 3200 до н.э.): использовали прямоугольные паруса из папируса и корабли из тростника или дерева для перевозки грузов по Нилу.
  2. Финикийские корабли (ок. 1500-300 до н.э.): быстроходные торговые суда с косыми парусами, которые способствовали развитию торговли и мореплавания.
  3. Греческие и римские суда (ок. 700 до н.э. — 476 н.э.): греки разработали легкие и маневренные триеры, а римляне усовершенствовали их, внедрив латинский парус.
  4. Китайские джунки (ок. 200 н.э.): использовали рифленые паруса для легкого управления и были приспособлены для различных целей, включая торговлю и военные задачи.
  5. Средневековые корабли (ок. 500-1500 н.э.): развитие каравелл, каракк и коггов, которые смогли преодолевать большие расстояния и открывать новые земли.
  6. Колумб и его экспедиции (1492 г.): его корабли, «Санта-Мария», «Пинта» и «Нина», стали символом эпохи Великих географических открытий.
  7. Век парусников (1600-1800 гг.): развитие барков, фрегатов, корветов и других военно-торговых судов с косыми и латинскими парусами.
  8. Клипперы (1840-1860 гг.): быстроходные парусные суда, которые использовались в трансатлантических перевозках и в золотой лихорадке Калифорнии.
  9. Материалы и технологии (19-20 вв.): внедрение прочных и легких материалов для парусов, таких как дакрон, майлар и кевлар, усовершенствование конструкций мачт и такелажа.
  10. Современные парусные суда и яхты (20-21 вв.): использование передовых технологий, таких как крылья паруса и роторные паруса, которые обеспечивают еще большую эффективность и скорость. На сегодняшний день парусные суда успешно используются в спортивных регатах, культурных и образовательных программах, а также для развития экологически чистого мореплавания.
  11. Проекты и инновации (21 в.): разработка автономных парусных судов и судов на солнечных батареях, которые могут уменьшить зависимость от ископаемого топлива и сократить выбросы парниковых газов.

Формы парусов и их аэродинамические свойства

Формы парусов и их аэродинамические свойства играют ключевую роль в развитии и эффективности парусных судов. Рассмотрим основные типы парусов и их характеристики:

  1. Косые паруса: эти паруса имеют треугольную форму и крепятся к мачте под углом. Они обеспечивают хорошую аэродинамику и позволяют легко менять направление ветра. Примеры: греческие триеры, финикийские суда.
  2. Прямоугольные паруса: распространены на ранних парусных судах, таких как древнеегипетские лодки и викингские драккары. Они обеспечивают большую площадь для захвата ветра, но имеют ограниченную аэродинамику и маневренность.
  3. Латинские паруса: имеют треугольную форму и крепятся к диагональной мачте. Они обеспечивают высокую маневренность и хорошую аэродинамику, особенно при движении против ветра. Примеры: римские суда, средиземноморские фелукки.
  4. Гафельные паруса: четырехугольные паруса с горизонтальным гафелем на верхнем крае. Они имеют превосходную аэродинамику при попутном ветре и легко регулируются. Примеры: североевропейские когги, голландские боттеры.
  5. Бермудские паруса: треугольные паруса с высоким аспектом, которые обеспечивают отличную аэродинамику и скорость. Широко используются на современных яхтах и парусных судах.
  6. Спинакеры и генуи: легкие, пузырьковидные паруса, используемые для увеличения скорости судна при попутном ветре. Они обеспечивают большую аэродинамическую эффективность благодаря своей форме и материалу.
  7. Крылья паруса: паруса с жесткой конструкцией, имитирующей аэродинамические свойства крыла самолета. Они обеспечивают высокую скорость и эффективность, особенно при движении против ветра. Крылья паруса используются в спортивных регатах, таких как Кубок Америки, и на экспериментальных судах.
  8. Роторные паруса: цилиндрические паруса, которые вращаются вокруг вертикальной оси и используют магнусов эффект для создания поддерживающей силы. Они обеспечивают хорошую аэродинамику при малом ветре и сокращают потери энергии. Применяются на некоторых современных грузовых судах и экспериментальных проектах.
  9. Солнечные паруса: легкие, светоотражающие паруса, которые используют солнечное излучение для создания поддерживающей силы. Они имеют отличные аэродинамические свойства и потенциал для космического мореплавания.

 

Типы яхт по назначению

Яхты можно классифицировать множеством способов, но одним из главных является их назначение — цели, ради которых она покупается, ремонтируется, расходуются на нее множество средств и так далее. С этих позиций можно выделить следующие типы яхт:

  1. Прогулочные яхты – яхты, предназначенные для небольших прогулок в дневное время и при хорошей погоде. Обычно небольшие, могут быть беспалубными, в них нет кают — в лучшем случае небольшая рубка-укрытие для хранения вещей и снаряжения. Такие удобства, как гальюн или камбуз отсутствуют.
  2. Крейсерские (круизные, туристические) яхты – эти яхты предназначены для продолжительных плаваний с комфортом. Причём комфорт может ставиться выше, чем скорость. В них обычно несколько кают, чтобы можно было разместить свою семью и гостей, часто устанавливаются необходимые для продолжительного плавания удобства — гальюн, камбуз, душ с подогревом и так далее. Также часто эти яхты обладают различными средствами автоматизации — такими, как автопилот, скрутка стакселя и т.п. — чтобы управлять ими можно было с комфортом одному или двумя человеками (часто это муж и жена). Такие яхты могут эксплуатироваться днём и ночью, в хорошую и плохую погоду, в том числе при большой волне. Уровень комфорта и возможностей определяются только финансами, которые может позволить себе владелец.
  3. Гоночные яхты — в этих яхтах всё или почти всё сделано ради одной цели — участия и победы в гонке. Они быстры, легки, в них только необходимый минимум удобств. Даже безопасность может приноситься в жертву — например, для снижения веса убирается даже спасательное снаряжение — поскольку безопасность определяется наличием спасательных судов поблизости. Такие яхты обладают большим количеством инструментов для настройки парусов, центра бокового сопротивления и так далее. Разумеется, гоночные яхты весьма дороги.
  4. Крейсерско-гоночные — гибрид между крейсерской и гоночной яхтой, где комфорт не так высок, как на круизной, но и характеристики и возможности по настройкам приближаются к гоночным. У таких яхт рубка меньше, хотя и содержит необходимые удобства, а кокпит увеличен для размещения экипажа. Тип является довольно распространенным для прибрежного плавания и используется, например, в местных корпоративных регатах.

Классификация яхт по назначению, парусному вооружению

Классификация судов по типу парусного вооружения

Ниже приведена неполная классификация парусных судов, по которой спрашивают на экзаменах.

Одномачтовые с косым вооружением

Кэт — одна мачта, один косой парус.

Шлюп — одна мачта, два косых паруса — стаксель и грот.

Тендер — одна мачта, три косых паруса — грот, стаксель и кливер. Кливеров может быть несколько. Как правило, у тендеров есть бушприт.

Основные с косым вооружением

Иол (йол) — двухмачтовое судно с косым вооружением, задняя мачта располагается за осью руля. Передняя мачта (грот-мачта) содержит грот и стаксель. Задняя значительно меньше, называется бизань-мачтой.

Кэч — двухмачтовое судно с косым вооружением, задняя мачта располагается перед осью руля, ближе к центру. Передняя мачта (грот-мачта) содержит грот и стаксель. Задняя значительно меньше, называется бизань-мачтой.

Прочие виды

Бригантина — двухмачтовый корабль, похожий на бриг, но с гафельными парусами на задней мачте. Бригантины использовались в 17-19 веках для разведки и пиратства. Передняя мачта (фок-мачта) несет прямые паруса, задняя, более крупная (грот-мачта) — косые.

Бриг — двухмачтовый корабль с прямыми парусами на обеих мачтах. Бриги были быстрыми и маневренными, что делало их идеальными для военных и торговых задач в 18-19 веках. Передняя — фок-мачта, задняя — грот-мачта. Обе мачты содержат прямые паруса, но на задней также установлен один косой гафельный парус.

Баркентина — судно с не менее чем тремя мачтами. Передняя мачта — фок-мачта — содержит прямые паруса, остальные — косые.

Барк — трехмачтовый корабль с прямыми парусами на первых двух мачтах и гафельными парусами на третьей мачте. Барки были популярны в 18-19 веках и использовались для дальнего плавания и торговли. Судно с не менее чем тремя мачтами. Задняя мачта (бизань-мачта) содержит косые паруса, остальные – прямые. Передняя мачта — фок-мачта, мачты посередине — грот-мачты.

Корабль — судно с не менее чем тремя мачтами. Передняя мачта — фок-мачта, промежуточные — грот-мачты (с нумерацией от носа к корме),  задняя — бизань-мачта. Все мачты содержат прямые паруса, а бизань — также несет гафель.

Галеон — крупный, многоярусный, четырехмачтовый корабль с прямыми парусами, широко использовавшийся в 16-17 веках. Галеоны были основными кораблями испанской Армады и золотого века мореплавания.

Каравелла — легкий трехмачтовый корабль с латинскими парусами, популярный в 15-16 веках. Каравеллы использовались во время Великих географических открытий, таких как путешествия Христофора Колумба.

Каракка — крупный торговый корабль с тремя или четырьмя мачтами и прямыми парусами, распространенный в 14-16 веках. Каракки служили основным средством морской торговли во время расцвета Ганзейского союза.

Корвет — небольшой быстрый корабль с одной или двумя мачтами и прямыми парусами, использовавшийся в 18-19 веках. Корветы были предназначены для разведки и охраны торговых путей.

Фрегат — трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, популярный в 17-19 веках. Фрегаты были быстрыми и маневренными, что позволяло им выполнять различные задачи, такие как разведка, конвойное сопровождение и боевые действия.

Шхуна — корабль с двумя или более мачтами, оснащенный гафельными парусами. Шхуны были популярны с 18 века и до сих пор используются для рыболовства, торговли и туризма. Они отличаются хорошей маневренностью и экономичностью.

Яхта — судно, предназначенное для спорта, отдыха или транспортировки. Яхты могут иметь различные конфигурации парусов, такие как шлюп, кетч или явле, и могут быть оборудованы прямыми, гафельными или латинскими парусами.

Классификация по видам парусов

Краткий обзор различных видов парусов

  • Косые паруса — прямоугольные паруса, установленные на косой к вертикали. Этот тип парусов наиболее распространен на традиционных парусных кораблях, таких как барки, бриги и фрегаты. Косые паруса обеспечивают хорошую маневренность и скорость при попутном ветре, но могут быть неэффективными при лавировании.
  • Латинские паруса — треугольные паруса с одним углом, закрепленным на длинном рангоуте (рейе), называемом антенной. Латинские паруса исторически использовались на судах Средиземноморья и были популярны на каравеллах во время Великих географических открытий. Они обеспечивают лучшую маневренность при лавировании и хорошую скорость при попутном ветре.
  • Бермудские паруса — треугольные паруса с прямым передним краем и закрепленным на вертикальной мачте. Бермудский парус, также известный как маркони, является стандартным типом паруса на большинстве современных яхт и отличается отличной аэродинамикой и простотой управления.
  • Гафельные паруса — четырехугольные паруса, установленные на горизонтальном рангоуте (гафеле), идущем от мачты к заднему верхнему углу паруса. Гафельные паруса использовались на шхунах и других традиционных судах и характеризуются простотой управления и надежностью при штормовой погоде.
  • Луговые паруса — треугольные паруса с двумя углами, закрепленными на мачте, и одним на горизонтальном рангоуте. Луговые паруса были популярны на скандинавских и балтийских судах и предлагают простое управление и хорошую маневренность.
  • Крылья паруса — тонкие и широкие паруса, по форме напоминающие крылья самолета. Крылья паруса, также известные как жесткие паруса, используются на судах с высокими требованиями к аэродинамической эффективности, таких как гоночные яхты или экспериментальные суда. Они обеспечивают отличную скорость и маневренность, но требуют сложного управления и обслуживания.
  • Спинакеры и генуи — это дополнительные паруса, используемые на современных яхтах для увеличения скорости при попутном и боковом ветре. Спинакер — это большой, легкий парус, устанавливаемый перед основным парусом, а генуя — это большой передний стаксель, который перекрывает основной парус.
  • Трапециевидные паруса — это паруса с трапециевидной формой, которые обеспечивают улучшенную аэродинамическую эффективность и стабильность при сильном ветре. Трапециевидные паруса используются на некоторых гоночных яхтах и катамаранах.

Назначение, плюсы и минусы

Косые паруса:

  • Назначение: Главный вид паруса на традиционных парусных кораблях.
  • Область использования: Барки, бриги, фрегаты и другие традиционные корабли.
  • Преимущества: Хорошая маневренность и скорость при попутном ветре.
  • Недостатки: Неэффективны при лавировании.

Латинские паруса:

  • Назначение: Использовались на судах Средиземноморья и каравеллах.
  • Область использования: Традиционные средиземноморские суда и каравеллы.
  • Преимущества: Лучшая маневренность при лавировании и хорошая скорость при попутном ветре.
  • Недостатки: Сложнее в обработке и требуют больше труда при подъеме.

Бермудские паруса:

  • Назначение: Стандартный тип паруса на современных яхтах.
  • Область использования: Большинство современных яхт и парусников.
  • Преимущества: Отличная аэродинамика, простота управления и возможность лавировать против ветра.
  • Недостатки: Могут быть менее устойчивыми при сильном ветре.

Гафельные паруса:

  • Назначение: Использовались на традиционных судах, таких как шхуны.
  • Область использования: Шхуны и другие традиционные корабли.
  • Преимущества: Простота управления и надежность при штормовой погоде.
  • Недостатки: Меньшая аэродинамическая эффективность по сравнению с другими типами парусов.

Луговые паруса:

  • Назначение: Использовались на скандинавских и балтийских судах.
  • Область использования: Традиционные североевропейские суда.
  • Преимущества: Простое управление и хорошая маневренность.
  • Недостатки: Меньшая эффективность при попутном ветре.

Крылья паруса:

  • Назначение: Используются на судах с высокими требованиями к аэродинамической эффективности, таких как гоночные яхты или экспериментальные суда.
  • Область использования: Гоночные яхты, катамараны и инновационные суда.
  • Преимущества: Отличная скорость и маневренность, улучшенная аэродинамика.
  • Недостатки: Сложное управление и обслуживание, дорогостоящие материалы и технологии.

Спинакеры и генуи:

  • Назначение: Дополнительные паруса для увеличения скорости при попутном и боковом ветре.
  • Область использования: Современные яхты и парусники.
  • Преимущества: Увеличение скорости и улучшение производительности корабля.
  • Недостатки: Сложнее в управлении и требуют дополнительной экипировки.

Трапециевидные паруса:

  • Назначение: Улучшенная аэродинамическая эффективность и стабильность при сильном ветре.
  • Область использования: Гоночные яхты, катамараны и некоторые современные суда.
  • Преимущества: Высокая аэродинамическая эффективность, стабильность при сильном ветре.
  • Недостатки: Сложнее в управлении и обслуживании, могут быть дорогими.

Примеры судов

В истории мореплавания различные типы парусов использовались для создания разнообразных кораблей. Ниже приведены несколько известных исторических примеров судов с различными видами парусов:

  1. Косые паруса:
  • «Мэри Роуз» (1511 г.) — английский корабль-карряк короля Генриха VIII.
  • «Майфлауэр» (1620 г.) — английский корабль-карряк, который перевез паломников в Новый Свет.
  1. Латинские паруса:
  • «Санта-Мария» (1492 г.) — испанский каравелла, на котором Кристофор Колумб открыл Америку.
  • «Нина» (1492 г.) — еще одна каравелла из экспедиции Колумба.
  1. Бермудские паруса:
  • «Америка» (1851 г.) — американская яхта, которая выиграла первую гонку «Кубок Америки».
  • «Рэйнджер» (1937 г.) — одна из самых известных яхт класса J, также участница гонки «Кубок Америки».
  1. Гафельные паруса:
  • «Катти Сарк» (1869 г.) — британская чайная клипер, одна из самых быстрых и знаменитых кораблей своего времени.
  • «Блуэноз» (1921 г.) — канадская рыболовецкая шхуна, известная своей скоростью и участием в регатах.
  1. Луговые паруса:
  • «Драккар» (9-11 век) — викингские корабли, используемые для торговли, разведки и военных походов.
  • «Когг» (12-14 век) — средневековые североевропейские торговые суда с широким и прочным корпусом.

 

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

13 + пять =