Классификация и общие свойства навалочных грузов на судне

Перевозка груза

Сейчас транспортные компании могут перевозить грузы в любом виде. При этом не имеют значение такие параметры, как длина, консистенция, вес, иные показатели. Но перед транспортировкой идет анализ будущего груза с тем, чтобы понять, каким образом его необходимо будет перевозить.

Общие положения

В общем, под грузом стоит понимать товар в определенном состоянии, который находится на стадии перевозки или объект, который перемещают на некоторое расстояние кем-то или чем-то. Направление перемещения – это опускание или поднимание товара в выбранной плоскости либо транспортировка, доставка, перевозка до выбранного пункта. В качестве товара могут выступать сырье, продукты питания, комплектующие, бытовая техника, топливо, металлоизделия, сырье, строительные материалы.

К насыпным и навалочным грузам стоит отнести такие грузы, которые схожи с однородной массой частиц или определенных кусков, которые обладают сыпучестью или иной подвижностью, а размеры их мелких частиц составляют от 0,05 до 320 миллиметров. В среднем таких грузов можно насчитать до 400 наименований.

Классификация и общие свойства навалочных грузов на судне

Классификация

Насыпные грузы

Все насыпные грузы классифицируют на следующие виды:

  1. Товар промышленного назначения, который разрешается хранить в открытом виде, его не нужно защищать от воздействий природы и атмосферных осадков. Такие промышленные грузы разрешается перевозить на специализированном и открытом транспорте. Сюда стоит отнести уголь, железную руду, торф, песок. Основная особенность таких грузов – необходимость проведения профилактических мер по смерзаемости, высыпания и выдувания из перевозимых емкостей.
  2. Грузы продовольственного характера, требующие защищенности от осадков, иных природных явлений. Их перевозят в специализированных закрытых емкостях. К этой категории стоит отнести отруби, зерно, семена, мука.
  3. Промышленные грузы, которые разрешено хранить только в закрытом виде. Их необходимо защищать от осадков, а для транспортировки применяют только закрытые контейнеры. Сюда относятся гипс, цемент, минеральные удобрения, известь.

Все навалочные грузы – это те же насыпные грузы, но они выделены в отдельную группу по определенным показателям.  Навалочные грузы представляют собой неоднородную массу подвижного характера. Поэтому существуют некоторые неудобства – такой груз нельзя распределять по емкостям или контейнерам.

Навалочные грузы классифицируют на:

  • Сельскохозяйственную группу (второй класс), которую в обязательном порядке защищают от атмосферных осадков, транспортируют в определенных емкостях. Сюда относят овощи и бахчевые культуры;
  • Грузы промышленного назначения (первый класс), которые не имеют четкой фракции и не относятся к насыпной категории, их можно не защищать от осадков и природных явлений. Транспортировка происходит в емкостях разного типа. К такому товару стоит отнести буроугольные и торфяные брикеты, из стальной стружки, бой и лом огнеупоров, кирпича, камней.

Навалочный товар считается часто перевозимой фракцией, транспортировка которых, подчинена определенным правилам. К примеру, перед погрузкой насыпного товара, отправитель должен проверить и устранить все зазоры в перевозимых емкостях. А загрузка должна происходить так, чтобы груз не выступал за края бортов. После погрузки товар рекомендуют закрывать пологом во избежание высыпания и загрязнения.

Физические и химические свойства

По своей специфике у товара существуют физические и химические свойства. К физическим можно отнести способность к усадке, сыпучесть, самосортировка, скважистость, плотность, абразивность, сорбционность, тепло и температуропроводность, гранулометрический состав. К химическим характеристикам стоит отнести самовозгорание, коррозионность, самосогревание, взрывоопасность.

Важно! Во время оформления всей необходимой документации на транспортировку в накладной должна стоять графа: «навалом» или «насыпью».

Все навалочные грузы переправляются в трех состояниях: в разжижающемся, сыпучем или монолитном виде. В монолитном состоянии грузы транспортируются под углом откоса больше 35 градусов и рудной концентрации при низкой влажности. В сыпучем виде под углом откоса не больше 35 градусов, а в разжижающемся виде для рудных концентратов и иных товаров при повышенной влажности.

Стоит помнить, что под воздействием динамики во время перевозки и погрузки товар может переходить в разное состояние: из монолита в сыпучий вид, из сыпучего в разжиженное состояние.

Требования и стандарты грузоперевозок

Допустимой плотностью таких перевозимых грузов должна быть масса в мерном ящике с внутренними габаритами 1000*1000*1000 миллиметров. Также применяются иные мерные сосуды, но с известной вместимостью – алюминиевые емкости. Но необходимо знать, что габариты мерной емкости должны быть больше частиц перевозимого груза хотя бы в 10 раз.

Под воздействием динамики и статики во время транспортировки плотность перевозимого груза меняется по причине укладки и скважистости. Также оказывают влияние высота и способ штабеля, интенсивность воздействия внешних сил. Под удельным объемом груза понимается величина, обратная насыпной массе товара. При этом отдельный объем груза должен равняться объему, который он занимает массой в одну тонну в обычном состоянии.

Еще одной важной характеристикой является влажность. Определяют ее примерно так: образец подвергают высушиванию в сушильном шкафу при температурных показателях от 105 до 110 градусах до достижения постоянного веса пробного варианта. Влажность определяет состояние предмета во время перевозки. Изменение этих параметров влечет за собой изменение силы сцепления и прочности грузов.

Сыпучесть – смещение по мере движения частиц вещества. Все зависит от размера, шероховатости, формы и сыпучести частиц, общей влажности. Опасными в этом отношении являются не только сыпучие, но и текучие вещества (тиксотропные).

Под слеживаемостью понимают способность  изменять свои физические свойства во время перевозки. На слеживаемость влияет много факторов, среди них – влажность, химическая реакция, форма и количество вещества, иные параметры.

Смерзаемость схожа со слеживаемостью. Основное влияние на этот фактор оказывают влажность, скачки температур.

Спекаемости подвержены гудрон, асфальт, пек, горячий агломерат. Бороться с этим явлением можно только с помощью изменения транспортного состояния грузов, а также самой технологии перевозок.

Классификация и общие свойства навалочных грузов на судне

Возникновение опасной ситуации при перевозке

При транспортировке таких грузов есть определенные риски. Например, самовозгорание или самосогревание горючих грузов, повреждение техники, возникновение аварийной ситуации, трудности маневрирования, неудобство во время погрузочно-разгрузочного периода.

Вид и степень опасности во время морской переброски таких грузов определяется их специфической способностью: смещение к бортам, а, как следствие, создание крена судна, разжижение и перетекание к бортам, создание высокой концентрации взрывоопасных и ядовитых веществ, снижение уровня кислорода в грузовых отсеках, нарушение внешнего вида и прочности корпуса судна, возможность возникновения химической реакции с обшивкой корпуса и перевозимым товаром, провокация порывистой качки в результате нарушения центра тяжести судна.

Типы судов для перевозки грузов

В основном для таких целей используются однопалубные суда с малой удельной грузовместимостью с подпалубными танками и скуловыми скосами (комбинированные нефтенавалочники, цементовозы, бокситовозы с транспортерными лентами). Грузоподъемность связана с количеством партий и ограничениями по габаритам в портах. Но в среднем – это 100-200 тысяч тонн.

 

Классификация и общие свойства навалочных грузов на судне

Сейчас в основном для таких целей используются суда широкой специализации. Довольно часто эксплуатируются комбинированные суда для перевозки наливных и навалочных грузов, навалочных грузов и контейнеров, навалочных грузов и автомашин. Их специфика состоит в чередовании коротких трюмов с длинными. Так, товар может перевозиться в коротких трюмах по всей высоте – так можно сбалансировать центр тяжести и устойчивость судна. Прочность судов повышают специальными переборками и комингсами. Все зависит от общей загруженности: можно загрузить все трюмы либо только подпалубные балластные цистерны. При этом внутри каждого трюма монтируется поверхностная принудительная вентиляция, выставляются газоанализаторы во избежание чрезрезмерной загазованности и распространения ядовитых веществ внутри помещения.

При морских перевозках навалочных грузов стоит учитывать огромное количество нюансов и требований. Также стоит изучить всю имеющуюся документацию по данному вопросу с тем, чтобы избежать не только законодательных проволочек, но и крупных аварийных ситуаций.

Галина Крашенинникова

Доцент кафедры "Коммерческой эксплуатации водного транспорта". Преподаваемые дисциплины: Международно-правовое регулирование морского судоходства, транспортное обеспечение внешней торговли, коммерческая работа при внешне-торговых перевозках.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

20 − 9 =