Старые летописи сохранили сведения о том, как плавали по рекам, озерам и морям предки русских — древние славяне. Они имели челны, лодьи и другие плавательные средства.
Первый славянский «корабль», представлял собой большую плетеную корзину, обшитую корой или кожей. Его быстро заменили челны-однодневки, выдолбленные из целого дерева. На протяжении нескольких веков историки спорят, когда и где именно на огромных просторах Восточной Европы появились первые славянские племена. И единого мнения об этом нет. Однако ни один исследователь не сомневается, что транспортными артериями наших предков были исключительно реки.
Именно вдоль рек — больших и малых, впадающих в моря или текущих через густые леса обширной Восточно-Европейской равнины — проходил важнейший торговый путь в средние века «от варяг к грекам», соединяющий Балтику и Черное море. Долгое время северные берега Балтики были вотчиной норманнов или викингов — знаменитых мореплавателей, которых на Руси называли варягами.
На берегу Черного моря в V-XIII веках образовался союз торговых приморских городов и государств средневековой Западной Европы, вошедший в историю под названием Ганза. Византийская империя процветала. Между Балтийским и Черным морями постепенно росло и укреплялось древнерусское государство восточных славян, которое исторически и географически имело выход к обоим морям и поэтому не могло не быть морской державой.
Корабли Древней Руси
Огромные густые леса Восточно-Европейской равнины принесли нашим предкам огромную пользу. Коллективным трудом целого племени или даже группы племен восточные славяне вырубали многовековые леса, пытаясь вспахать даже небольшое поле, выкорчевывали и сжигали пни деревьев, а образовавшийся пепел бросали на вспаханную землю. Бревна служили прекрасным материалом для строительства домов, хозяйственных построек, а также судов.
Первые суда древних славян:
- Плот.
- Челн-однодневка.
- Ладья.
Плот
Время от времени славяне использовали связанные бревна как плоты. Только, в отличие от населения других государств Европы, Азии и даже Америки, они сделали это весьма своеобразным образом. По ним, конечно, двигались по рекам, но не по ручью, а поперек, как на пароме.
Однако на паромах, пусть и качественных, древние славяне не могли далеко плыть по бурным и опасным рекам Восточной Европы. Не менее серьезные препятствия для передвижения на плотах представляли многочисленные отмели, образованные гранитными валунами, деревом и каменными обломками или слоями песка и ила.
Выходом были челны-однодневки и их более качественное произведение, вошедшее в историю как «ладья».
Ремесло паромщика в России считалось очень важным. По своему статусу представители этой профессии стояли на одном уровне с лидерами родовых союзов — князьями. Лучшее тому подтверждение — до сих пор нерешенный исторический спор, кто был основателем Киева, знаменитый Кий — паромщик на Днепре или князь Полянский.
Челн-однодневка
С давних времен славяне использовали бревна многовековых дубов и других деревьев твердых пород для изготовления байдарок. Технология производства была незамысловатой. Большие бревна были выдолблены или выжжены с одной стороны — это оказалось простое, но очень надежное речное судно, вмещающее около 10 человек.
Прочная конструкция позволяла без повреждений преодолевать многочисленные речные препятствия. Но у челна-однодревки имелись и недостатки: неудачная форма с точки зрения поведение плавсредства на воде, неудобное размещение груза и людей, ширина и прочность днища и бортов лодки были неодинаковыми.
Интересно! Челн–однодневка найден был в 1878 году, на Ладоге. Возраст челна определили в четыре тысячи лет!
Ладья
Ладья (в северных диалектах лодья), дубас — славянское и русское (поморское) парусное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей.
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова «лодья» происходит современное слово «лодка».
Конструкция:
- Изначально лодки строили из выдолбленных больших стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие лодки называли «насадами» или «печатными».
- Позже стали строить «дощатые лодки», то есть корпус корабля был полностью деревянным.
- Длина ладей около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъемность — до 20 тонн. У лодки были весла и парус.
- Лодки русских поморов имели длину около 7,5 метров, ширину 3,0 метра и осадку до 3 метров. Парусное оборудование таких лодок состояло из двух-трех мачт.
Организация флота Древней Руси
Постоянно увеличивающаяся территория, население, экономическая и военная мощь Древнерусского государства вызывала беспокойство у императоров Византийской империи, которые на протяжении нескольких веков всячески пытались поставить под свой контроль путь «от варяг к грекам». Это вызвало противодействие киевских князей.
Поэтому на протяжении IX-XI вв. Русско-византийские войны продолжались почти непрерывно. Их уникальными эпизодами были морские путешествия русских в Византию и ее столицу — прекрасно укрепленный и огромный для того времени город Константинополь, который на Руси назывался Царьградом.
Для боевых действий против Византии русские не создавали специальных воинских частей. Тогда каждый взрослый мужчина был фактически воином, матросом и кораблестроителем, поэтому слой профессиональных воинов-дружинников был относительно невелик (в их число входили наемники — варяги) — от 300 до 2000 человек в разные исторические периоды.
Примечательно, что количество русских ладейных флотилий увеличивалось почти с каждым годом, за что византийцы вполне справедливо называли Черное море русским.
Однако долгое время византийские императоры не видели особой опасности со стороны русских, возможно, потому, что первая попытка славян в союзе с аварами взять Константинополь осадой и штурмом, предпринятая в 626 году, закончилась неудачей.
Но через 200 лет все внезапно изменилось.
Первый военно-морской поход
Восточнославянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусских, украинских и белорусских народов, в древности расселились на огромных просторах Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.
Византийские писатели уделяли большое внимание славянам, среди которых выделили антов как наиболее многочисленное и сильное славянское племя. Письменные и археологические источники указывают на то, что анты VI в. уже имели личную собственность, строили города, развивали сельское хозяйство. И в своем социальном развитии, и в области культуры анты стояли на высоком уровне.
Владея долгое время морским побережьем от Дуная до Дона, восточные славяне — анты приобрели значительный опыт мореплавания.
Суровые условия жизни, постоянная борьба с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — развили у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей, это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, жару и холод, грозные в нападении и мужественные в защите. Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои дома и семьи.
Византийские авторы особо отмечают умение славян воевать на воде — на реках, озерах и морях.
Интересно! О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией.
В IV-VII вв. Славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, перемещаясь в пределах империи «Ромеи» несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вероятно, наиболее активное участие в этих морских походах принимали анты, атаковавшие Византию со стороны Черного и Дуная.
О жизни славян, особенно восточных, в VII-VIII вв. сохранилось очень мало информации. Между тем именно в этот период произошли важные изменения в социальной и политической жизни славянских народов. Вместо хрупких племенных союзов образовалось несколько крупных славянских государств: Болгария, Сербия, Чехия, Моравия, Польша. К концу VIII — началу IX в. следует также включить возникновение Восточно-славянского государства Руси с центром в Киеве на Днепре.
Поход на Константинополь
В 765 году византийский император Константин V, собрав огромный флот из 2000 кораблей для похода против болгар, сам сел на «русские корабли». Отношение императора к русским кораблям, несмотря на то, что флот империи был самым сильным, является лучшим доказательством высокой мореходности славянских кораблей.
В 907 году великий князь Киевский Олег Пророк предпринял крупномасштабный и успешный поход на Константинополь. Его главная причина — создание благоприятных условий для русской торговли.
Для похода на Константинополь Олег привлек колоссальные по тем временам силы — около 88 тысяч воинов и не менее 2000 ладей. Основная часть армии ушла на лодках. Княжеский кавалерийский отряд и наиболее подготовленные воины двигались параллельно вдоль берегов современной Румынии и Болгарии. Сам князь, вероятно, был на одной из лодок.
Переход русской армии и флота из Киева к стенам Константинополя длился 2-2,5 месяца: за 30 дней славянские лодки преодолели 952 км речного пути по Днепру, а кавалерия двинулась в сторону современного украинского города Измаил. Перейдя Дунай и дойдя до его устья в районе нынешнего города Вилково (Украина), она ждала ладейный флот, а затем параллельно шли сухопутные и морские силы Олега.
Византийцы выставили усиленные патрули и мощные гарнизоны на дальних подступах к Константинополю. Передовые части славянской армии вступили с ними в бой и, усилив натиск благодаря появившимся на горизонте лодкам, вынудили византийцев отступить к своей столице. Олега не волновал эффект неожиданности: его способности давали ему огромные шансы на успех. Несмотря на то, что византийская армия насчитывала около 120 тысяч человек, ее части были разбросаны по огромной территории, поэтому только половина войск могла напрямую защищать столицу империи.
Чтобы преодолеть брошенную византийцами цепь, киевский князь прибегнул к хитрости. По его приказу русские солдаты срубили деревья и возвели мост, по которому затащили свои лодки в воды бухты Золотой Рог, полукольцом взяв Константинополь.
Появление мощного войска славян у стен хорошо укрепленного города, окружение Константинополя с моря и суши потрясло византийцев, и они предложили Олегу помириться. Киевский князь согласился.
Неожиданное появление русской флотилии под стенами византийской столицы говорит об их прекрасном понимании политической ситуации в Византии и об их большом опыте морских путешествий. Момент для атаки был выбран очень удачно. Именно в это время усилилась борьба Византии с арабами, что вынудило императора Михаила III летом 860 года с основной частью армии отправиться в Малую Азию. Флот русов, незамеченный морской стражей, вошел в рейд Константинополя 18 июня на закате, не встретив сопротивления. Воины высадились на берегу и начали разорять окраины города.
Легенда, описанная в летописи: «… Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.»
Описание этого нападения дал очевидец, Патриарх Константинопольский Фотий, в «беседах», написанных о страшном нашествии Руси. Фотий ярко описывает облик русов, которые, проходя мимо крепостных стен, грозно протянули свои обнаженные мечи к городу. Ужас охватил все население византийской столицы.
Древняя столица могущественной империи, воины которой одержали множество побед над городами Европы, Азии и Ливии, оказалась беззащитной перед воинственной Русью. «Те, для кого когда-то слух о римлянах казался грозным, — писал Фотий, — подняли оружие против самой своей власти и взмахнули руками, неистовствуя в надежде захватить царский город, как птичье гнездо». Император Михаил был вынужден вернуться из похода, чтобы заключить с русскими договор о «мире и любви». Руси вернулись на корабли и вышли в море с богатой добычей.
Фотий называет народ русов «Крайним Севером», т.е. живущим далеко к северу от Константинополя. Это позволяет утверждать, что русы жили севернее Черного моря. Византийский Фотий, гордившийся мощью своей империи, называл Русь «невежественным» народом. Однако после неожиданного поражения в 860 году он был вынужден признать, что со времени этого похода народ русов приобрел известность и достиг «блестящих высот».
Поход русов на Константинополь не был грабительским набегом. Арабские писатели второй половины IX века свидетельствуют о постоянных торговых отношениях между Русью (славянами) и Византией. Ибн-Хордадбех в «Книге путей и царств» сообщает, что русские купцы привозили товары в Черное море из далеких мест славянских земель.
Византийское правительство взимало с них налог — десятину. В произведении Фотия нет прямого указания на причину нашествия русов, но некоторые косвенные данные об этом можно извлечь из тех обвинительных частей его разговоров, в которых он касается несправедливости и насилия, совершаемых греческим населением. : «Тех, кто должен нам что-то маленькое и незначительное, мы жестоко пытали и наказывали … и не обращали внимания на ничтожность и ничтожность по сравнению с нашими долгами, но, получая человеческое прощение за многие и великие дела, другие ибо мало были бесчеловечно брошены в рабство ». Вряд ли эта фраза содержит только абстрактную риторику.
Поход на Византию:
Очевидно, речь шла о фактическом притеснении греками иностранцев, торговавших в византийской столице, среди которых были и русские. Неожиданное нападение большой флотилии Руси на Константинополь было вызвано этими несправедливыми действиями византийских властей.
В заключение
Восточные славяне совершали трудные и сложные морские походы, успешно покоряли многоводные реки, защищали побережье Черного моря от вражеских посягательств. В последующие века продолжалось развитие мореплавания славян, совершенствовалось судостроение, обострялась борьба за выход к морю.
Морские походы славян в Черное и Каспийское моря свидетельствуют о способности русских выдерживать длительное пребывание в море, об их мужестве. Византия свидетельствует о том, что восточные славяне в древности имели большой опыт мореплавания.
Сейчас большинство типов кораблей в России носят славянские названия. В письменных источниках общими названиями русских кораблей были «корабль» и «лодя». Термин «корабль» произошел от славянского корня «кора».
Обратите внимание! Современник княгини Ольги византийский император Константин Порфирогенит называл «корабль» только русскими кораблями, находившимися в византийском флоте: «рос караби», «русика карабик».
Несомненно, наиболее распространенный в древности термин «лодя» — славянский. Это слово встречается во многих славянских языках.
Славянские лодии греки называли «Моноксилион», то есть «однотонное дерево», имея в виду технику их постройки. Видимо, этот способ изготовления кораблей появился у славянских народов очень рано. Даже в рассказе греческой хроники об осаде славянами в 676 году города Солуни сообщается, что они «тогда подготовили вооруженные корабли из одного дерева». Подобный способ постройки кораблей, наблюдавшийся у запорожских казаков в первой половине XVII века, сохранился кое-где в России до середины XIX века.
Строительство кораблей было одним из важных занятий славян. Приспособленность русских кораблей к речному и морскому плаванию была их главной особенностью. Корабли сидели неглубоко в воде, но при этом были устойчивы на морской волне.
С основанием Киевского государства началась длинная череда отважных морских походов русских князей против Византии, продолжавшаяся до середины XI века. Эти походы были прямым продолжением смелых походов восточных славян. К этому времени в России уже накоплен большой опыт мореплавания, и это определило успех отважных морских предприятий киевских князей.
Прочитав что у Олега было 88 тысяч войнов на 2 тысячах ладей-записал автора в слабоумные:)
Средняя вместимость в ладье в то время ~40 чел. В статье автор пишет 44 человека на ладью. Так в чем проблема?
Автор упоминает, что славяне викингов называли варягами, и это ошибка! Варяги — это полабские славяне : Бодричи, Лютичи, Раны и Поморяне. Именно от них и был Рюрик, который приходился внуком князя Гостомысла с Руси. Ведь Рюрик на Руси общался с местными без толмача, а значит язык был един!
На гербе Мороз (фамилия Мороз, Канада) изображена ладья, возможно это исторически интересно, т.к. существовал ладейный флот древнерусских княжеств. Мороз фамилия распространенная и сейчас. Мой дед Мороз Семен (кулак) был владельцем монастыря Апостолов Петра и Павла, вход в который есть в Дендропарке ПГТ Красный КУт Харьковской области. У входа в монастырь стояла скифская баба. Т.е. Морозы имели отношения к скифам и скифским курганам. И были известным родом.