Манёвры при падении человека за борт: Вильямсона, Андерсона

Безопасность на судне

В этой статье приведены основные маневры, используемые для подхода к упавшему за борт человеку. Знание этих манёвров является жизненно необходимым — верное исполнение с первого раза определит с высокой вероятностью останется упавший за борт человек живым, или из-за огромного психологического давления сдастся, не дождавшись помощи.

Базовые действия

Эти действия должны быть выполнены сразу при падении или обнаружении падения человека за борт, независимо от последующего выбора манёвра. Они описываются фразой «Круг, тревога, наблюдение, кнопка MOB», которую стоит выучить наизусть, чтобы в условиях стресса ничего не забыть.

  1. Круг: В первую очередь, обнаруживший падение бросает спасательный круг упавшему за борт, чтобы облегчить его ожидание помощи. Дополнительно бросается вешка с флагом Oscar (при наличии) для облегчения поисков и подхода к человеку.
  2. Тревога: обнаруживший громко объявляет тревогу «Человек за бортом!», все члены команды, включая отдыхающих, готовятся к совершению маневра для подхода к человеку за бортом.
  3. Наблюдение: далее задача обнаружившего —  только указывать рукой место падения человека для других участников команды. Потерять человека из видимости очень легко, особенно при волнении, поэтому отслеживать место и указывать его — единственная задача этого члена экипажа.
  4. Кнопка MOB: капитан (или другой член команды) как можно быстрее нажимает кнопку MOB на чартплоттере для фиксации координат падения человека.

После этого начинается выполнение спасательной операции по подъему — передача сигнала бедствия, включение двигателя, выбор и осуществление манёвра.

Манёвр Вильямсона под двигателем

Манёвры при падении человека за борт: Вильямсона, Андерсона
Этот манёвр является одним из самых базовых для судов под двигателем из-за эффективности возврата судна на своё изначальное положение и обратный курс, также он мало подвержен влиянию течения и ветра.

Алгоритм

1. Запомнить текущий компасный курс, отметить обратный курс и переложить руль в положение «на борт» в сторону упавшего за борт человека.
2. Дождаться изменения курса на 60º и переложить руль в противоположном положении «на борт».
3. За ~20º до перехода судна в положение обратного курса переложить руль в положение прямо и встать на обратный курс.
4. Подходя к человеку, остановить судно.

Манёвр Андерсона под двигателем

Манёвры при падении человека за борт: Вильямсона, Андерсона

Это самый простой и быстрый манёвр, заключающийся в совершении циркуляции на 270º с относительно большим радиусом. Для подхода к человеку за бортом требует учёта ветра и течения.

Недостатком манёвра является, что судно уходит на курс, перпендикулярный исходному, что может быть невозможным в ограниченных условиях, а также можно выйти не на то место, где человек упал за борт, если между падением и началом манёвра прошло некоторое время.

Алгоритм

1. Переложить руль в положение «на борт» в сторону, с которой упал человек.
2. Когда судно сделает оборот в 250º, переложить руль в положение «прямо» и остановить машину, по инерции выйти на курс, отличающийся от исходного на 270º (при ветре и течении может отличаться в большую или меньшую сторону, в зависимости от их влияния).

Манёвр «Человек за бортом» при движении под парусом

Манёвров для движения под парусом к упавшему за борт человеку довольно много, но в целом все они сводятся к тому, чтобы сманеврировать так, что подход к человеку осуществляется под курсом полный бейдевинд — именно при нем яхта имеет наилучшие возможности для изменения скорости (ускорения и остановки) и направления движения.

Классическим манёвром является «восьмерка», которая предполагает две возможности подхода к человеку — под мотором и, если это не получается, под парусом:

Манёвры при падении человека за борт: Вильямсона, Андерсона

Более простая (и быстрая) версия этого манёвра — когда изначально движение идет без мотора, и происходит уваливание на курс фордевинд, причём этот манёвр может совершаться под любыми углами к ветру — главное увалиться сразу на фордевинд и пройдя несколько корпусов, совершить поворот через фордевинд на галфвинд или бейдевинд.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Корабли и лодки, реки и моря
Добавить комментарий

3 × 1 =